Главные вкладки

    Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
    материал (средняя группа) на тему

    Рябцева Татьяна Влвдимировна

    Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных игр для средней группы.                  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида 143983, РФ Московская обл.  г Железнодорожный, ул. Керамическая,  д.23 стр. 1 тел.  522-21-76

               Семинар-практикум на тему:    

        «Подвижная игра как фактор развития

                    физических качеств детей».

    Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».                  

                 

                                                                                       Воспитатель МБДОУ д/с №35 к.в.

                                                                           Рябцева Татьяна Владимировна.

                                           Железнодорожный

                                                         2015

    «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, становясь педагогическим полигоном к взрослой жизни и универсальным  средством  развития, обеспечивающим  нравственное  и   физическое здоровье, разносторонность воспитания ребенка»              С.А. Шмаков.

    Цель: повысить уровень знаний педагогов.

    Участники практикума:

    Педагоги ДОУ.

    План проведения практикума:

    1. Теоретическая часть:

    1.1 Подвижная игра как средство повышения  двигательной активности.

    1.2  Демонстрация  наработанной  картотеки  подвижных  игр для детей средней группы  дошкольного возраста.

    1.1.Подвижная игра как средство  повышения двигательной активности.                           

    Двигательная активность – важный фактор полноценного роста, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

     Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармонического, физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма.

    Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста является подвижная игра. В ней находят выражение основные потребности ребенка в движении.

    Подвижная игра – это прекрасное  средство формирования  личности ребенка; совершенствования  физических  качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила); умений, навыков; оздоровления организма и развития его функций. А так же залог психического здоровья  и умственного развития!

    Подвижные игры классифицируются по:

    1) степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
    2) преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
    3) предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

    В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л.В.Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к пяти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. И к пяти годам дети проявляют творческую активность, которая выражается в их способности придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А.В.Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном возрастном этапе игра выступает как важное средство обучения. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазание, метание, бросание и ловля, слабо представлены в содержании подвижных игр младших  дошкольников,  поэтому  необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и косвенное обучение движениям (игра). Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед ними ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения дошкольников. Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр дошкольников. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально– волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Подвижные игры находят широкое применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

    Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Игры с правилами Сюжетные (у медведя  во бору, гуси-лебеди) Бессюжетные (ловишки, салки) Игровые упражнения (по мостику, через ручеек) (по мостику, через ручеек) Игры-забавы (физ-ные праздники, досуги)

    Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания. Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

     Подвижные  игры  нужно проводить с детьми ежедневно: в утренние часы (до завтрака), перед и между занятиями, на утренней и вечерней прогулке.

    Таким образом, подвижная игра, как и дидактическая игра, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Подвижная игра – основная форма работы с дошкольниками по физической культуре. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.

     Подвижная игра – это эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании.

    “Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из “Декларации прав ребенка на игру”, принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году).

               

                                     ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

     Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увиливанием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

      Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

     Правила:

    Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только

    по сигналу воспитателя «Лиса!».

     Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

    ЗАЙЦЫ И ВОЛК

    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.G:\Картинки\Картинки\0_b1866_521da6e4_S.png

    Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг.

    После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

    Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

      Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

                    У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

      Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увиливанием, развивать речь.

      Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного ребенка медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных детей выбирается новый медведь.

      Правила:

    Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

    Медведь не может ловить детей за линией дома.

      Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

                                       ЛОХМАТЫЙ ПЕС  

      Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

      Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит:

     

    «Вот лежит лохматый пес,

     В лапы свой уткнувши нос.

     Тихо, смирно он лежит –

    Не то дремлет, не то спит.

     Подойдем к нему, разбудим,

     И посмотрим – что же будет?».

     

    Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

      Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

    Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только рас...

    "Подвижная игра-как средство повышения двигательной активности детей"

    Мастер-класс на районном методическом объединении.“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя...

    Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников

    Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...

    Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»

    Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»                              ...

    Доклад из опыта работы на тему: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

    Сегодня воспитание здорового ребенка- одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложны...

    Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей с ОВЗ.

    Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические воз...

    «Игра, как фактор развития двигательной активности детей» выступление на педсовете

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда  мы хотим научить его читать и писать.Да, от того,  как буд...