СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>
статья на тему

Информация для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

статья

<<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>

Воспитатель: ПЕТРОВА Е. С.


<<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>

В настоящее время проблемы социально - нравственного воспитания дошколь-

ников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Исследователями  обосновано положение о том, что в дошкольном  возрасте ребёнок приобретает значительный  практический опыт поступков, соответ- ствующих  моральным нормам общества.

Моральные нормы- это обобщённые понятия. Они заключают в себе не содержание  конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе,

 к природе.

В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре.

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из задач формиро-

вания личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, пони-

мание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным

поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных  взаимоотно-

шений между детьми.

На третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные пережи-

вания и к младшему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже относительно

богатый эмоциональный опыт. Дошкольник  довольно живо реагирует на  ра-достные и печальные события, легко проникается настроением окружающих

людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер,

они бурно проявляются в мимике, словах, движениях.

Наибольшие возможности для воспитания гуманных  чувств и отношений

создаются при наличии эмоционального комфорта для ребёнка, когда он

ощущает на себе заботу и внимание .Ведущая роль в создании обстановки

эмоционального комфорта принадлежит  взрослому.

 Взрослый идёт навстречу желаниям  детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует своё эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка - одно из основных  усло-

вий становления доброжелательных взаимоотношений со взрослым и с  деть-

ми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха; неудовлетво-

рённость потребности ребёнка в общении может вызвать пугливость, замкну-

тость, нерешительность, агрессию.

Рассмотрим примеры общения с детьми.

Дети строят из конструктора дома. У одного мальчика постройка разрушается. Он огорчён, прекращает строить. Ребята начинают смеяться над ним. Мальчик

волнуется, краснеет, слёзы на глазах. Подходит взрослый. Ласково обращается

 к ребёнку:<< Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова>> .

Это ошибка. В такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение, пока-

зать некоторые приёмы конструирования, объяснить причину неудачи и тем

самым  снять ситуативный дискомфорт в эмоциональном состоянии ребёнка.

Приведём ещё один пример.

Девочке не удаётся сложить понравившийся узор из мозаики; она огорчена,

волнуется, прерывает свою игру, грустит. Взрослый замечает изменения в

эмоциональном состоянии ребёнка, подходит к нему, предлагает сложить

узор вместе.  Девочка охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор

она хочет сложить. Взрослый поддерживает её замысел, незаметно подска-

зывает необходимые приёмы, облекая их в форму совместного обсуждения.

Ребёнок становится более уверенным в себе, её состояние заметно улучшается.

Она достигает успеха, радуется и берётся за составления нового узора.

В этом примере взрослый увидел причину дискомфорта ( недостаточное владение навыками) и помог достичь положительного результата.

Дети нуждаются в непосредственной эмоциональной форме общения со

взрослым, которому следует либо удовлетворить просьбу, либо объяснить

причину, по которой её невозможно в данное время выполнить, уточнив

при этом, когда он сможет выполнить просьбу. В то же время нельзя допустить

развития зависимости от взрослого. Ребёнка следует заинтересовать другими

детьми, помочь ему найти занятие, желательное для всех.

У детей трёх лет воспитывается умение самостоятельно преодолевать ситуации

собственного эмоционального дискомфорта: сдерживать слёзы, огорчение,

справляться с собственной оплошностью, обращаться за помощью ко взрослому.

Воспитывается отзывчивость. Понятие <<отзывчивость>>  характеризуется как

умение ребёнка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие в восстановлении

эмоционального благополучия <<страдающего>> малыша.

Приведём пример.

В песочнице дети лепят куличики. У Саши сухой песок высыпается из формочки,

как только он переворачивает её. Рядом Коля кладёт в формочки сырой песок,

ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заме-

тив неудачу Саши, он показывает свои куличик: <<Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею>> - и не оказывает Саше никакой помощи, радуясь своему успеху.

Настя увлечена своей игрой и не обращает внимания на затруднения Саши.

И лишь Оля помогает Саше, приносит воду и поливает песок, объясняя причину

неудачи.

Активным приёмом воспитания отзывчивости является демонстрация таких

ситуации с помощью настольного( кукольного) театра. Перед детьми разыгры-

вается ситуация из жизни детей. Например: кукла пытается построить домик,

но кубики рассыпаются, и она плачет. Взрослый  спрашивает: << Почему кукла

плачет? Как её можно успокоить?>> Предлагает обратиться к ней с ласковыми

словами, помочь восстановить разрушенный домик. Положительная оценка

поступка ребёнка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей

действовать также.

Подобным образом могут быть использованы и наборы картинок: одна картинка

демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребёнок; малыш,  разбивший

тарелку), на 2-3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение

( невнимание, сочувствие, помощь) к ребёнку. Последовательно рассматри-

вая эти картинки, взрослый задаёт вопросы:<< Что случилось? Как надо помочь?

Как поступают эти дети? Чей поступок успокоит ребёнка? Почему?>> Такое

обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявле-

ние отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.

Ребёнок пятого года жизни способен проникать в чувства других.

Пример. Демонстрируется картина, на  которой изображены мальчик, разбив- ший чашку, и девочка, собирающая осколки. Взрослый обращает внимание детей на эмоциональный дискомфорт мальчика:<< Посмотрите, как мальчик испугался! А девочка- молодец! Увидела его, скорее подбежала к нему, чтобы

не только осколки собрать, но и успокоить малыша.>> Как вы думаете, какие слова успокоят мальчика?

Такие разъяснения позволяют детям понять нравственную сторону поступка

девочки, проявившей сочувствие.

Для накопления детьми опыта решений, отражающих гуманное отношение

к сверстникам, может быть использована методика<< незаконченного рас-

сказа>>. Взрослый прерывает чтение рассказа в том месте, где описывается

поступок персонажа в ситуации неблагополучия героя и задаёт вопрос:<< Что

было дальше?

Деятельность детей старшего дошкольного возраста принимает коллективный

характер и потому задача воспитания гуманных чувств и отношений преобра-

зуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудни-

чества. Наиболее активным средством является объединение детей в общей

деятельности. В целом содержание работы по обучению детей способам

сотрудничества заключается в том, что взрослый:

-помогает детям приходить к общему согласию, выслушивать  мнения парт-

нёров, выражать своё отношение к их предложениям, не прибегая к нетактич-

ным замечаниям, обижающим партнёров;

-одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказа-

ние им помощи;

-положительно оценивает результаты работы всех детей, подводя общий

итог, подчёркивая значимость совместных усилий.

Следует отметить, что вступление детей в совместное обсуждение нередко

приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Средством разрешения этих

конфликтов становятся моральные правила, сообщаемые взрослым и усваива-

емые детьми, осознаваемые ими как значимые и справедливые. Моральные

нормы упражняют детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходи-

мых  поступков, формируют собственный опыт, позволяют ликвидировать раз-

рыв между знанием моральных норм и реальным поведением. Конфликты по-

буждают ребёнка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют

нравственному воспитанию.

Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу

моральных норм с целью формирования соответствующего практического

опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок,

соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно зна-

чимым.

Литература:

Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.2012

А.В.Запорожец Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой

М.:Просвещение,1985.

Р.С.Буре Как поступают друзья? Воспитание гуманных  чувств и отношенйй.

СПб.2004 Детство-прес.  

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию гуманных чувств и отношений «Хотим быть добрыми»

Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки....

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Презентация по воспитанию у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой

Мои опробованные наработки в ходе исследовательской деятельности в процессе написания дипломной работы по методике ознакомлениЯ детей с природой....

Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"

Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе....

Методическая разработка "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста "

Методическая разработка "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста "...

«Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений»

Консультация для родителей "Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений"...