Главные вкладки

    Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"
    материал на тему

    Прокофьева Татьяна Николаевна

    Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_1._vystuplenie_na_seminare.docx81.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное   учреждение                                                      детский сад №76 «Капелька»

                                                       

    Доклад

    «Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»

                                                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                             Прокофьева Т.Н.

                                                                                                                                                                             

                                                                                     

    C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DI01.566\_ 5_2.png

    Cургут-2015

    Доклад.

    «Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»

         В настоящее время проблемы социально - нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества.

    Моральные нормы- это обобщённые понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.

    В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре. Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные переживания и к младшему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже относительно богатый эмоциональный опыт. Дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях. Наибольшие возможности для воспитания гуманных чувств и отношений создаются при наличии эмоционального комфорта для ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание. Ведущая роль в создании обстановки эмоционального комфорта принадлежит взрослому.

     Взрослый идёт навстречу желаниям детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует своё эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.

         Положительное эмоциональное состояние ребёнка - одно из основных условий становления доброжелательных взаимоотношений со взрослым и с детьми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха; неудовлетворённость потребности ребёнка в общении может вызвать пугливость, замкнутость, нерешительность, агрессию.

         Рассмотрим примеры общения с детьми.

    Дети строят из конструктора дома. У одного мальчика постройка разрушается. Он огорчён, прекращает строить. Ребята начинают смеяться над ним. Мальчик

    волнуется, краснеет, слёзы на глазах. Подходит взрослый. Ласково обращается

     к ребёнку: « Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова. Это ошибка. В такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение, показать некоторые приёмы конструирования, объяснить причину неудачи и тем самым снять ситуативный дискомфорт в эмоциональном состоянии ребёнка.

         Приведём ещё один пример.

    Девочке не удаётся сложить понравившийся узор из мозаики; она огорчена,

    волнуется, прерывает свою игру, грустит. Взрослый замечает изменения в

    эмоциональном состоянии ребёнка, подходит к нему, предлагает сложить

    узор вместе.  Девочка охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор

    она хочет сложить. Взрослый поддерживает её замысел, незаметно подска-

    зывает необходимые приёмы, облекая их в форму совместного обсуждения.

    Ребёнок становится более уверенным в себе, её состояние заметно улучшается.

    Она достигает успеха, радуется и берётся за составления нового узора.

    В этом примере взрослый увидел причину дискомфорта (недостаточное владение навыками) и помог достичь положительного результата.

    Дети нуждаются в непосредственной эмоциональной форме общения со

    взрослым, которому следует либо удовлетворить просьбу, либо объяснить

    причину, по которой её невозможно в данное время выполнить, уточнив

    при этом, когда он сможет выполнить просьбу. В то же время нельзя допустить

    развития зависимости от взрослого. Ребёнка следует заинтересовать другими

    детьми, помочь ему найти занятие, желательное для всех.

    У детей трёх лет воспитывается умение самостоятельно преодолевать ситуации

    собственного эмоционального дискомфорта: сдерживать слёзы, огорчение,

    справляться с собственной оплошностью, обращаться за помощью ко взрослому.

    Воспитывается отзывчивость. Понятие «отзывчивость»  характеризуется как

    умение ребёнка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие в восстановлении эмоционального благополучия «страдающего» малыша.

         Приведём пример.

    В песочнице дети лепят куличики. У Саши сухой песок высыпается из формочки,

    как только он переворачивает её. Рядом Коля кладёт в формочки сырой песок,

    ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заме-

    тив неудачу Саши, он показывает свои куличик: «Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею» - и не оказывает Саше никакой помощи, радуясь своему успеху.

    Настя увлечена своей игрой и не обращает внимания на затруднения Саши.

    И лишь Оля помогает Саше, приносит воду и поливает песок, объясняя причину

    неудачи.

         Активным приёмом воспитания отзывчивости является демонстрация таких

    ситуаций с помощью настольного(кукольного) театра. Перед детьми разыгры-

    вается ситуация из жизни детей. Например: кукла пытается построить домик,

    но кубики рассыпаются, и она плачет. Взрослый  спрашивает: « Почему кукла

    плачет? Как её можно успокоить?» Предлагает обратиться к ней с ласковыми

    словами, помочь восстановить разрушенный домик. Положительная оценка

    поступка ребёнка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей

    действовать также.

         Подобным образом могут быть использованы и наборы картинок: одна картинка

    демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребёнок малыш, разбивший

    тарелку), на 2-3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение

    ( невнимание, сочувствие, помощь) к ребёнку. Последовательно рассматри-

    вая эти картинки, взрослый задаёт вопросы: «Что случилось? Как надо помочь?

    Как поступают эти дети? Чей поступок успокоит ребёнка? Почему?» Такое

    обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявле-

    ние отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.

    Ребёнок пятого года жизни способен проникать в чувства других.

         Пример. Демонстрируется картина, на которой изображены мальчик, разбивший чашку, и девочка, собирающая осколки. Взрослый обращает внимание детей на эмоциональный дискомфорт мальчика: «Посмотрите, как мальчик испугался! А девочка- молодец! Увидела его, скорее подбежала к нему, чтобы

    не только осколки собрать, но и успокоить малыша.»  Как вы думаете, какие слова успокоят мальчика?

    Такие разъяснения позволяют детям понять нравственную сторону поступка

    девочки, проявившей сочувствие.

    Для накопления детьми опыта решений, отражающих гуманное отношение

    к сверстникам, может быть использована методика « незаконченного рас-

    сказа». Взрослый прерывает чтение рассказа в том месте, где описывается

    поступок персонажа в ситуации неблагополучия героя и задаёт вопрос: «Что

    было дальше?»

         Деятельность детей старшего дошкольного возраста принимает коллективный

    характер и потому задача воспитания гуманных чувств и отношений преобра-

    зуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудни-

    чества. Наиболее активным средством является объединение детей в общей

    деятельности. В целом содержание работы по обучению детей способам

    сотрудничества заключается в том, что взрослый:

    -помогает детям приходить к общему согласию, выслушивать  мнения парт-

    нёров, выражать своё отношение к их предложениям, не прибегая к нетактич-

    ным замечаниям, обижающим партнёров;

    -одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказа-

    ние им помощи;

    -положительно оценивает результаты работы всех детей, подводя общий

    итог, подчёркивая значимость совместных усилий.

         Следует отметить, что вступление детей в совместное обсуждение нередко

    приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Средством разрешения этих

    конфликтов становятся моральные правила, сообщаемые взрослым и усваива-

    емые детьми, осознаваемые ими как значимые и справедливые. Моральные

    нормы упражняют детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходи-

    мых  поступков, формируют собственный опыт, позволяют ликвидировать раз-

    рыв между знанием моральных норм и реальным поведением. Конфликты по-

    буждают ребёнка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют

    нравственному воспитанию.

        Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу

    моральных норм с целью формирования соответствующего практического

    опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок,

    соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно зна-

    чимым.

    Литература:

    Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.2012

    А.В.Запорожец Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой

    М.:Просвещение,1985.

    Р.С.Буре Как поступают друзья? Воспитание гуманных  чувств и отношений.

    СПб.2004 Детство-прес.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.

    Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...

    СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>

    Информация для педагогов и родителей....

    Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию гуманных чувств и отношений «Хотим быть добрыми»

    Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки....

    Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

    Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

    Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений

    В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте...