Главные вкладки

    Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений
    методическая разработка

    В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте, форм организации работы с детьми. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений

    Каждый прожитый день с его радостями и горестями подтверждает истинность высказывания А.Экзюпери о том, что «самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». Умения общаться, грамотно выстраивать отношения с другими людьми, не является врождённой способностью человека. Она сродни речевой способности. Определенные врожденные задатки быть должны, но если их не развивать, ребенок как не научится говорить, так не научится общаться.

    Идеальной обстановкой в детской группе я считаю спокойную атмосферу, когда дети увлечены интересными групповыми и индивидуальными делами. В совместной деятельности они помогают друг другу, принимают друг друга, позитивно общаются друг с другом.

    Но как, же этому можно научить? Рассказывать, как важно быть добрым и отзывчивым и как плохо жадничать и обижать других? Или наказывать за дурные поступки и хвалить за хорошие? Или приводить в пример других детей? Скорее всего,  все это окажется бесполезным. Такое обучение может привести лишь к формальному, чисто словесному усвоению моральных норм: «надо быть добрым», «жадничать и драться нельзя» и т. п. Но от такого словесного знания слишком далеко до действительно гуманного отношения к другим людям. Слишком часто наши дети (да и не только дети), зная, «что такое хорошо и что такое плохо» и требуя от других гуманных поступков по отношению к себе, оказываются не способны на них сами. Эти моральные  нормы существуют как бы отдельно от реальных дел.

    Значит, не беседы о том, «как можно и как нельзя себя вести» являются приоритетными при формировании нравственных качеств подрастающего человека, воспитывает эти нравственные качества среда, в которую погружен ребенок.

    При характеристике форм организации работы с детьми хочется подчеркнуть, какую роль в этой организации играют сложившиеся в нашем коллективе традиции. На них основывается вся наша деятельность.  Педагогический поиск осуществлялся порой методом проб и ошибок, и только самое значимое, эффективность которого была подтверждена, приобрело статус «традиции». Эти традиции  направлены на сплочение детей, на развитие добрых чувств и избавления от негативного поведения.

    Названия нашей группы «Чебурашка»  не случайно. Этот сказочный герой должен был помочь нашим детям узнать, понять и проникнуться такими душевными качествами, как доброта и дружелюбие. Он стал  хозяином нашей группы, «живой» игрушкой, которая поощряет и регулирует поступки воспитанников. Чебурашка присутствует в нашей группе в виде мягкой игрушки, но он стал «живым» другом наших детей, помощником организации  деятельности детей через игру.

    Еще у нас есть свой «гимн» группы. Этим гимном стала популярная детская песня  «Настоящий друг» сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева.                                 Все дети хорошо знают слова этой песни. Мы их порой цитируем в соответствующей ситуации: «Друг в беде не бросит…», «Вот что значит настоящий верный друг…», «Мы расстроимся и помиримся…». Дети знают, из какого контекста берутся эти слова, и положительно воспринимают  их смысл – ведь это наше «кредо». Иногда ситуация требует коллективного исполнения этой песни.

    Жизнь в группе основывается на  «Правилах дружбы», которые мы вместе с детьми придумали и оформили в альбоме. Целый ритуал сопровождал принятие этих правил: дети поклялись выполнять их, заверив своей рукой (обвили кисть руки в альбоме). Мы поместили наши правила в приемную комнату, чтобы родители тоже знали наши обещания. И каждый раз, когда ребенок забывает выполнять наши правила, я подвожу его к плакату, кладу его руку на его же отпечаток руки, и мы начинаем вместе обсуждать его поведение.

    Вместе с детьми мы начали писать «Волшебную книгу»,  в которую воспитатель записывает добрые поступки детей. Тем самым формируя у детей осознанное отношение к социальным нормам поведения. Привлекаем родителей, записывать в книгу хорошие поступки детей дома. Дети время от времени просят прочитать записи в «волшебной книге», обсудить, поговорить на эту тему. В такие моменты взрослому видно, как определяется самооценка ребенка. Книга также находится в доступном для родителей месте.

    Обучение добру, как уже отмечалось,  происходит, прежде всего, не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. И здесь недостаточно постоянно подавать ребенку положительный пример, хотя это, безусловно, необходимо. Чтобы этот положительный пример не прошел мимо сознания ребенка, важно, чтобы он сам участвовал в добрых делах, видел их результат и получал от этого радость. Это можно сделать через игру «Подарки друг другу», ее разработала З.М. Богуславская. Игра учит детей делать друг другу приятное, отдавать то, что нравится самому. В качестве подарков можно использовать любые привлекательные для дошкольников предметы (число подарков по количеству детей) и положить их в нарядную коробку. Дети рассматривают красивые подарки, а взрослый подчеркивает привлекательность каждого из них. Он объясняет, что каждый по очереди будет выбирать подарок и дарить его кому захочет. Взрослый делает все возможное, чтобы дети испытали радость от преподнесенного ими сюрприза, от того, что они сделали приятное своему другу. Так по очереди дети делают подарки друг другу. В этой игре есть одно очень важное правило, ограничивающее выбор ребенка: подарок можно делать только тому, кому еще никто ничего не подарил. Это правило побуждает детей внимательно относиться к сверстникам, замечать их переживания и ожидания, сочувствовать тем, у кого еще нет подарка.

    Традиционными стали в нашей группе празднования Дней рождения  детей. Этот праздник дети воспринимают как второй по значимости  после Нового года: то же радостное ожидание праздника,  подарков и поздравлений. С наступлением нового года мы  приобретаем отрывной календарь. Каждый ребенок отмечает свой день рождения на своей дате (пишет свое имя, может что-то нарисовать – ведь это его день!). К празднованию готовимся заранее, тщательно продумываем сценарий, который включает, как правило:  поздравления, сюрпризы, подарки, развлекательные игры, розыгрыши, поздравительную  газету и конечно же, «Каравай». Праздник воспринимается детьми как время наслаждения общением со сверстниками,  как радость коллективного действа. Именно на празднике, который дает возможность чувствовать себя раскрепощено, ребенок усваивает эталоны, нормы поведения: «как надо и как не надо». Лучшим воспитателем становится радость - радость от игр, от общения, от демонстрации своих способностей, от выигранного приза, подарка, комплимента. Вот что по-настоящему сближает коллектив!    

    Есть у нас в группе «волшебный мешочек настроения», в котором хранятся воздушные шарики. В момент гнева, обиды, злости ребенка я предлагаю надуть шарик, тем самым выдохнуть из себя все отрицательные эмоции, и надувать шар до тех пор, пока они не исчезнут полностью, а затем лопнуть шар – вот  и нет нашего плохого настроения, злости и обиды!

    Еще одним из приемов мотивации дружественности является домик под названием «Дружные ребята». В нем окошечки, их столько, сколь  детей в группе. В эти окошечки  помещаются веселые лица ребят, дети самостоятельно размещают свои фотографии в зависимости от того,  с кем они хотят «соседствовать».  Это своеобразная социометрия, осуществляемая воспитателем – конфигурация лиц в окошечках – показатель того, кто является лидером, кто аутсайдером, в этом домике можно распознать проблемные зоны общения, сложившиеся компании и многое другое. Помимо воспитательного значения, этот домик, таким образом, является методом диагностики межличностных отношений в группе. 

    Ценным является также Альбом группы с фотографиями воспитанников в разных эмоциональных состояниях. Он   дает возможность при рассматривании его диагностировать эмоциональное состояние детей, обсуждать это и делать соответствующие выводы, т. е. давать моральную оценку эмоциям, а также закреплять способы управления и регуляции настроения.

    У нас в группе «растет» дерево, оно также необходимо для выяснения настроения воспитанников. Детей это дерево учит анализировать свое эмоциональное состояние. Ребенок выбирает листочек любого цвета и помещает его на дерево. Цвет листьев позволяет взрослому диагностировать настроение ребенка: красный  – восторг; оранжевый – радость;  желтый – приятное настроение; зеленый – спокойное настроение; синий – грусть, неуверенность; фиолетовый – тревога; черный – уныние; белый – страх.      

    Взрослый обращает внимание на общий фон настроения (он зависит от того, на каком дереве оказалось больше листьев), выясняет причину печали, грусти, тревоги, если такие переживания есть. Осуществляется соответствующая корректировка этого настроения.

    Прошел еще один день. Что нового он принес детям? Перелистывая страницы книг, журналов, педагог анализирует, проверяет правильность своих методов.

    Самое главное – оценить свою работу с позиции завтрашнего дня. Иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, находить наиболее эффективные способы воспитания детей, совершенствовать свое мастерство.

    Список литературы:

    1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение , 1989. - 96 с.

    2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.

    3. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88

    4. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 18-20.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Летние детские Олимпийские игры как форма работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

    Практико-орентированный проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Летние детские Олимпийские игры как форма работы по воспитанию толерантности у дошкольников" включает в себя подробно...

    Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.

    Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...

    Воспитание у старших дошкольников осознанного и действенного отношения к природным явлениям и объектам

    Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной,  побудившей углубленно изучить и...

    Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

               В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...

    Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

    Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...

    Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

    Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет  право жить в этом мире....

    Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

    Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоста...