Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._formy_raboty_po_vospitaniyu_tolerantnosti.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №42

Приморского района города Санкт-Петербурга.

Консультация для воспитателей

«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»

Подготовила: воспитатель Соколова И.А.

Санкт-Петербург

2020г.

Консультация для воспитателей

«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников».

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности.

Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантность подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят.

Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности одних людей по отношению к другим.

Проблема толерантности

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Формы воспитания толерантности:

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1. Проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

2. Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

3. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

4. Знакомство с подвижными играми разных народов.

5. Проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем.

6. Изучение народных праздников ближайших стран-соседей: скандинавских народных праздников, праздников народов Востока и мусульманских стран.

7. Знакомство детей с традициями народов разных стран.

8. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

9. Сочинение сказок и историй самими детьми на тему дружбы и взаимопонимания между людьми.

10. Игротерапия – игры и игровые упражнения, направленные на развитие умений невербального общения; чувства близости с другими детьми («Назови ласково», «Комплименты»); на проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям («Солнышко милосердия»«Добрый лесник») и т.д.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотоотчеты, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Литература:

  1. Семина Л.И. «Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия».
  2. Степанов П. «Как воспитать толерантность?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

           В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет  право жить в этом мире....

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»

Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...

Методическая разработка "Летние детские Олимпийские игры как форма работы по воспитанию толерантности у дошкольников".

Практико-ориентированный проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста включает в себя подробное изложение целей и задач проекта, этапы проведения, подробный сценарий с фотографиями. Реали...