Воспитание у старших дошкольников осознанного и действенного отношения к природным явлениям и объектам
консультация по окружающему миру по теме

Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной,  побудившей углубленно изучить и обобщить опыт экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Главное.  Формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. Воспитание действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной,  побудившей углубленно изучить и обобщить опыт экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Главное.  Формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. Воспитание действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам...» ( из программы ....С.Н. Николаева).

Система экологического воспитания дошкольников:

1. Создание условий для экологического воспитания детей.

2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.

3. Формирование системы знаний о природе.

4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.

5. Элементарная поисковая деятельность детей.

6. Кружковая работа.

7. Совместная работа с родителями.

«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает  - наука о Доме-Родине. Такое толкование  слова, с моей точки зрения, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников.
Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе.

Условия, необходимые для экологического воспитания 
1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и экологического кабинета.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон -  (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.

4.   Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Цель экологического воспитания:

· формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания:

·   формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
·   воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
·   воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

·   средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:

· видеть и понимать связи между явлениями;

· эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

· практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов

Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. В основу экологических игр, проводимых с детьми, положены игры Джозефа Бхарата Корнелла.

Экологические игры

Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
 
Настольная  экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки».

Дидактическая задача:

· развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку;

· развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы.

Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев: (сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц: (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев в птице, названной воспитателем. Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.

Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел.

- Где живет дятел?

 Дети:  - в лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол.

Воспитатель:
 - что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.
Воспитатель:
-  чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.
Дети находят кубики с изображением червячков,  хвойных шишек и ставят их
над деревьями, объясняя, почему они так сделали.

Воспитатель:
-  а где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети:
- над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами  шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Ход игры. Второй вариант.

Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду.

Воспитатель:
- правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети:
- без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Игра «Угадай, какой ты зверь?»

Дидактическая задача:

- закрепить знания детей об особенностях внешнего  вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде;

-  учить классифицировать животных.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры

Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков различных

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми. Главное в такой прогулке:

1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов.

2. Разносторонние знания воспитателя,  о растениях, насекомых, деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.

3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом.

4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.

5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.

Экологическая тропа как  одна из нестандартных игровых форм работы  проводится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.

С целью подготовки детей к восприятию воспитатель проводит предварительную беседу, в ходе которой договаривается с детьми о совместной подготовке к каждому занятию.
Составной частью экологического воспитания являются дежурства детей (по 2 дня) в уголке природы, так как каждый ребенок за время дежурств проделывает массу операций, незаметно формируются  не только навыки ухода за животными, растениями, но и воспитывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Не менее важна положительная оценка любых усилий каждого ребенка, что способствует более быстрой выработке  воспитываемых навыков.

Элементарная поисковая деятельность детей.

Цель элементарной поисковой деятельности:

1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.

2. Активизировать умственные способности.

3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.

4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.

5. Способ решения познавательных задач.

  Методические  требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов. 
1.  Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?).

2.  С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).

3.  Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4.  Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения  детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5.  При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Примеры.
Почему нельзя есть снег?  Убеждает только опыт - растопить снег и посмотреть, какая осталась вода.

Как подготовить землю для посадки. Нужно ли ее вскапывать?
Два горшочка с луковицами поместить в разные условия (на подоконнике и в шкафу), но обеспечить одинаковый уход.

Две грядки с любой культурой, одна из которых пропалывается, а другая - нет. Через 3 - 4 дня наблюдений дети делают вывод, объясняя его.
  Как и на занятиях экологической тропы целесообразно завершать опыты рисованием, лепкой, рассказами и сказками, сочиненными детьми.

  
Кружковая работа

Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Задача кружка: развивать эстетические чувства, учить детей составлению композиций, развивать мелкие мышцы кистей рук, создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.

Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный  материал: поделки из кореньев, шишек, сучков; оранжировка букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов - флористика в доступной для детей форме

Работа с родителями 

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. В моей работе мне удаётся сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники. Для родителей проводятся консультации:
· пусть научатся любить живую природу;

· из камушек и ракушек;

· трава у дома;

· куда пойти в выходной день летом с ребенком;

· лицом к природе: белка; кто нас слышит;

· обыкновенная корова;

· ребенок и животные;

· поделки из природного материала.

Результатом работы по экологическому воспитанию детей является не только овладение определенными знаниями, но и развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений

В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте...

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий...

природные явления и объекты

демонстрационный материал...