Консультация «Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством выполнения мудр — йога пальцев рук».
консультация

Рвачёва Айгуль Фанировна

Знакомство детей с мудрой – одно из направлений работы в области оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_-_paltsev_ruk.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством выполнения мудр — йога пальцев рук».

Инструктор по физической культуре

МБДОУ № 27 г. Салават

Рвачёва Айгуль Фанировна, высшая квалификационная категория (из опыта работы)

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Сократ

Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей - это одна из основных задач дошкольного образования.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья детей. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Но если ребенок сам научится заботиться о своем здоровье – успех гарантирован.

Приоритетное направление в работе нашего дошкольного образовательного учреждения занимает оздоровление и физическое воспитание детей, их умение и готовность «творить» свое здоровье.

Всем нам хорошо знакомы пальчиковые гимнастики. Дети с удовольствием играют, тем самым развивая мелкую моторику рук. Я со своими воспитанниками не исключение, однако, в такие игры добавила знакомство детей с мудрой – одно из направлений работы в области оздоровления детей, содержащееся в оздоровительной программе нашего учреждения

Искусство мудр, возникло в Китае более двух тысяч лет назад. Целители того времени считали, что жизнедеятельность организма поддерживается не только пищей, но и энергией, которую он получает из Космоса. Эта энергия циркулирует по особым каналам – меридианам, обеспечивающим «доставку» по всем органам и тканям организма. Если в одном или нескольких меридианах возникает сбой, энергетическое «топливо» перестает поступать к месту своего назначения, и работа внутренних органов нарушается. Причины могут быть разные: неблагоприятные внешние условия, плохая наследственность, стресс, а результат один: человек начинает болеть.

Мудра – это своеобразная гимнастика – йога рук. Это символическое расположение пальцев рук или по-другому ритуальный язык жестов. Ее выполнение оказывает оздоровительное влияние на определенные системы нашего организма и является мощным способом воздействия на самого себя.

Шесть основных энергетических каналов, связанных с сердцем, легкими, головным мозгам, печенью, селезенкой, сосудистой системой, толстым и тонким кишечником, проходят по рукам и пальцам человека. Именно поэтому рука обладает такой целительной силой! Соединяя пальцы в определенных комбинациях, можно активизировать меридианы и направить энергию по всему телу, восстановить поток энергии и устранить «поломку» в больных органах.

Существует 25 мудр, которые не имеют противопоказаний. Своим воспитанникам мы предлагаем, четыре мудры, которые используем для оздоровительных целей.

В простой, доступной форме я познакомила детей с упражнениями и дала элементарные знания о том, что выполняя такие необычные упражнения для рук, мы укрепляем свой организм. Их выполнение помогают нам не болеть, быть сильными и здоровыми. Познакомила с названием мудр. На схемах показала, как выглядят, эти мудры.

Для того чтобы у детей все получилось, им нужно только немного помочь несколько раз сложить пальчики правильно, а потом он научится делать это самостоятельно.

Жесты, которые описываются в старинных текстах, всегда несут определенную символику. И если вы сами будете вкладывать смысловую окраску в каждое движение, не просто механически повторять все упражнения, а что-нибудь рассказывать о мудры, это обязательно привлечет внимание ребенка, заинтересует его и вызовет желание продолжать увлекательные занятия снова и снова.

Мудра используется нами в течение дня. Длительность проведения 3-5 минут, с повтором 3-4 раза в день. Причем за один раз можно использовать выполнение всего одной мудры.

Проводим ее в совместной деятельности и используем во всех образовательных областях.

Первая мудра, которую мы выполняем с детьми это – Мудра Энергии 

Без энергии немыслима жизнь. Энергетические поля и излучения пронизывают всю вселенную, взаимодействуя друг с другом.

Для выполнения этой мудры надо подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединить вместе. Оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Такое соединение пальцев напоминает животное. Здесь можно направить работа на развитие воображения у детей. Можно придумать любое животное. А для большего интереса и для обыгрывания - приделать глазки. Ребенок выполняет мудру, а мы тем временем можем познакомить тем или иным животным. Дети могут сами придумать своих своих героев и обыграть их. Можно послушать небольшой рассказ или сказку, рассказать стишок, или загадать загадку. Давая детям познавательную информацию, одновременно ведем работу по укреплению здоровья.

Так как эта мудра применима для обеспечения противоболевого эффекта, а также выведения из организма различных ядов и шлаков, которые отравляют наш организм. Эта мудра лечит заболевания мочеполовой системы и позвоночника.

Следующая мудра, с которой мы знакомим детей это – Мудра Жизни.

Чтобы выполнить эту мудру, мы соединяем подушечки большого пальца, безымянного и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. Это мудра жизни, а мы назвали ее с детьми - мудра двух «зайцев». Этой паре есть, что рассказать друг другу. А объединившись, «зайцев» уже не два, а много. Здесь можно посчитать, сколько зайцев стало. Они могут запеть веселую песенку хором, поиграть в игру. Споют, попляшут такие «зайчики» три - четыре раза в день и у ребят от такой игры прилив сил. Почему? Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает остроту зрения и общее самочувствие. Эту мудру можно применять в художественном творчестве вместо пальчиковой гимнастики, на музыке - при слушании, исполнении песни, на физкультуре при выполнении упражнений на релаксацию.

Еще одна из очень полезных мудр это- Мудра Знаний.

Вспомнив характерный для американцев жест, когда они говорят свое традиционное «о’кей». Они поднимают вверх кисти рук, при этом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены. Большинство из них даже не подозревают, что делают при этом целебную мудру знаний.

А мы с детьми назвали игрой двух «птичек». Причем каждый раз птички разные. Играя, дети получают представления о тех или иных птицах, об их жизни, среде обитания. А сколько интереса появляется, когда с детьми устраиваем театр теней. Каждый старается обыграть своих птичек. При этом развивается речь, мышление, воображение. Эта мудра одна из наиболее важных, потому, что она снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию, улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Применима она при бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.

Необычное и самое простое соединение при выполнении Мудры Черепахи. Черепаха - священное животное. По индийской мифологии черепаха помогла богам добыть амриту (священный напиток бессмертия) из океана.

Если ребенок переутомился на помощь придет мудра черепахи. Она выполняется легко: соедините четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой руки, образуется выпуклый панцирь черепахи. Теперь соединяем подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи. В этой позе все пальцы замкнуты, все входы и выходы шести энергетических каналов рук перекрыты. И утечка из каналов прекращена. Более того, под куполом образуется энергетический запас, который организм передает в бедствующее место.

Здесь можно обыграть черепаху-долгожителя, всегда поспешающую медленно. Познакомить черепаху с новыми литературными произведениями. Или просто поговорить со своей черепахой по душам. Поделиться своими впечатлениями перед сном. Эта мудра ведет к снижению переутомления у детей, налаживает работу сердечно - сосудистой системы.

Выполняя ту или иную мудру, каждый раз стараюсь придумывать что-то интересное и веселое, чтобы оздоровление было не скучно.

Пользуясь целебной мудрой, мы увеличиваем защитные силы организма ребенка. Обучая ребенка несложным упражнениям, мы развиваем его

творческую фантазию, выдумку, ускоряем развитие речи, а главное - заслужить еще большую его любовь и доверие. И когда-нибудь с благодарностью вспомнят вас. Доброе зернышко, прорастая, укореняется и приносит хороший урожай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста Осознанного отношения к своему здоровью

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возрастаОсознанного отношения к своему здоровью. МесяцТема и задачиВиды деятельностиСентябрьГигиена в моей жизни. Форм...

Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по формированию осознанного отношения к своему здоровью на тему: «Путешествие в страну Белоснежных зубов».

Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по ЗОЖ на тему: "Путешествие в страну Белоснежных зубов"....

Консультация "Система работы с детьми по формированию осознанного отношения к своему здоровью"

В консультации говориться о необходимости проводить с детьми работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью. Формировать представления у детей об организме человека, умений по уходу за...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью

Дать информацию родителям о том как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью. Какие необходимые навыки и привычки должны знать дети дошкольного возраста....

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...