Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".
консультация по физкультуре по теме

Осипова Татьяна Анатольевна

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью

Консультация для воспитателей.

      Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране, как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

     Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной         активности.
     Необходимо создать условия для формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью в условиях ДОУ.
    Система физкультурно-познавательных занятий один из способов формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения         к своему здоровью.
    Физкультурно-познавательные занятия с детьми дошкольного возраста будут стимулировать потребность ребенка в двигательной деятельности, способствовать формированию самостоятельности и активности, воздействуя на мотивационно - эмоциональную сферу, формировать ценностное отношение ребенка к своему         здоровью.  

    Исследования социологов, педагогов, психологов показывают, что база ценностного отношения к здоровью должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. 
    Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное  отношение к здоровью» дадим определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье».
   И.Ф.Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний и убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе, сказываются на ее поведении и развитии.       Определяя  структуру отношений, С. Л. Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нем, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания.
  Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. 
  Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений. 
  Здоровье  – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное, социальное благополучие. 
  В основе - концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б. Б. Егорова, Ю. Ф. Змановский)
    Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», можно определить содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
     Процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного         поведения.
    Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности         в его сознании этого понятия.
    Поскольку понятие «здоровье» достаточно сложное и многоаспектное, в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровья еще не могут.

     В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать и быть здоровым, они объяснить еще не могут, отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. 
     В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется, но дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, хотя более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя есть грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети интуитивно начинают выделять психический, и социальный компоненты здоровья («там все кричали и у меня голова разболелась»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей остается достаточно пассивным. Причины этого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем.
    Однако, чтобы начать работу, необходимо создать условия формирования ценностного отношения к здоровью, к которым  относится:
-   включение детей в специальные занятия по овладению знаний о здоровье;
-  использование активных методов обучения (проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.);
- применение методов эмоционального воздействия (направленных на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим, реализуются через погружение детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении).
    Одним из условий формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью является овладение системой понятий  о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни, приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

На втором этапе стоит задача: формирование у детей основ здорового  образа жизни.
    Второй этап представляет собой систему работы по приобретению детьми знаний о своем организме, здоровье и является целостным интегрированным с другими образовательными областями курс. В соответствии с разделом, воспитание потребности в ЗОЖ осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении         органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной         помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для         организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;
- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.
    Каждое направление должно формироваться серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. На первом месте стоят занятия, которые направлены на формирование у детей потребности в движениях, ЗОЖ, ценностного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения.     Предусмотрены также другие мероприятия: дополнительные занятия для детей, проявивших повышенный интерес (индивидуально и в подгруппах), рассказы, познавательные и эвристические беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, чтение специально отобранной художественной литературы, трудовые поручения, продуктивная деятельность, различные праздники и досуги, проектная и исследовательская деятельность. 
    Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических навыков и умений. Однако следует подчеркнуть, что формирование у дошкольников знаний и умений должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, созданная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» (Л. С. Выготский). Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные на формирование ценностного отношения детей к здоровью, а в свете последних преобразований программы «Здоровый дошкольник», в области физического воспитания на первый план выходит такой тип физкультурного занятия, как физкультурно-познавательный.
  Предлагается перспективное планирование системы физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью состоящее из трех серий:

  • Серия «Я – целый мир». Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
  • Серия «Я и мир вокруг». Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека
  • Серия «Я в мире спорта». Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.
        В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, баскетбол, лапта, хоккей, ручной мяч, ходьба на лыжах, ритмические упражнения. 
        К специфическим средствам можно отнести авторские игры, игровые задания, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма; игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика (включает нестандартные упражнения, задания и игры, направленные на развитие творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения), релаксационные упражнения, спонтанные танцы.

Система физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью

 «Я         – целый мир»
Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Срок

Старшая  группа
(5-6 лет)

Подготовительная группа
(6-7 лет)

Тема, цель занятия

Тема, цель занятия

1.

2.

3.

сентябрь

«Настроение»
Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциональных состояниях

«Человек» 
Закрепить знания о том, кто такой человек. Закрепить знания об отличии живого и неживого. Познакомить с расовым и национальным отличием людей.

октябрь

«Мы разные»
Закрепить знания об общих признаках отличия людей друг от друга: возраст, пол, профессия

«Путешествие пирожка» 
Закрепить знания о значении пищи в жизни человека. Формировать понятие «правильное питание»

ноябрь

«Человек»
Дать представления о внутренних и наружных органах человека. Сформировать понятие об отличии живого и неживого (рост, питание, дыхание, размножение)

Путешествие с принцем Кислородом» 
Закрепить знания о системе дыхания у человека. Закрепить знания об охране органов дыхания.

декабрь

«Полезные и вредные привычки»
Дать представления о полезных и вредных привычках для здоровья, основы профилактики заболеваний дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата

 

«Кровеносная система» 
Дать знания о назначении сердца, о тренировке сердца. О роли спорта и физкультуры в тренировке сердечной мышцы.

1.

2.

3.

январь

«Глазоград»
Дать представление о функциях и свойствах глаза. Познакомить со строением глаза. Разучить игровые упражнения с использованием методики В.Ф.Базарного.

«Опора и двигатели нашего организма» 
Дать знания о назначении мышц и скелета. Дать представления о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке опорно-двигательного аппарата и формировании мышц

февраль

«Слух и равновесие»
Познакомить со строением и функциями уха, правилами ухода.

«Мозг» 
Дать знания о назначении мозга и его роли в жизни человека. Дать представления о роли органов чувств в работе мозга. Познакомить со способами развития мозга.

март

«Зубоград»
Закрепить знания о назначении зубов у человека, правила ухода. Закрепить знания о питании, о полезной и вредной пище. Ознакомить с ролью органов рта в формировании речи.

 

«Приключения в королевстве микробов» 
Дать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат), знания о том, что микроорганизмы бывают вредными и полезными, познакомиться с простейшими способами борьбы с болезнетворными бактериями

апрель

«Кожа, волосы, ногти»
Закрепить знания о возможности и назначении кожи у человека и животных, правилах ухода и личной гигиены

«Сон» 
Закрепить знания о необходимости сна, о правилах подготовки к дневному и ночному сну.

май

«Айболит»
Закрепить знания об охране своего организма от травм, простуд. Познакомить с правилами поведения во время болезни.

«Будь здоров!» 
Закрепить знания о возможных опасностях среди предметов быта, растений, грибов, животных, насекомых. Дать знания о приемах оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

 

 Серия «Я в мире спорта»
Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.

Срок

Старшая  и подготовительная группы

Тема, цель занятия

сентябрь

«Первобытные люди»
Выяснить с детьми, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные спортивные навыки имелись у первобытного человека; развивать мелкую моторику пальцев, помочь вспомнить культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой, учить предвидеть последствия лени и нечистоплотности

октябрь

«В гости к эллинам»
Познакомить детей с зарождением Олимпийского движения, первых видах спорта: метание копья, диска, борьба, прыжки в длину, бег, езда на колесницах

ноябрь

«Первые Олимпийские игры»
Познакомить детей с правилами, клятвой Олимпийских игр, сравнить виды спорта, входившие в программу Олимпийских игр с «Веселыми стартами», которые проводятся в детском саду, совершенствовать в соревновательной форме выполнение основных видов движений

декабрь

«Кольца дружбы и другие символы Олимпийских игр»
Продолжить знакомить детей с идеалами Олимпийского движения, познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру любимые всеми игры, с символикой Олимпийских игр.

январь

«Виды спорта»
Познакомить с видами спорта, входящими в программы Олимпийских игр.

февраль

«Зимняя олимпиада»
Познакомить детей с видами спорта, входящими в программу «Зимней олимпиады», лыжные гонки, биатлон, бобслей, фигурное катание

март

«Спортивные игры»
Познакомить детей со спортивными играми со строгими правилами: футбол, волейбол, теннис, баскетбол

апрель

Экскурсия в школу (спортивный, тренажерный зал, стадион)
Познакомить детей с оборудованием, спортивными помещениями для занятий спортом. Способствовать формированию стремления детей заниматься спортом, потребности в ежедневных физических упражнениях

май

«Летние виды спорта»
Познакомить детей с программой Летней олимпиады, входящими в нее видами спорта и спортивными играми. Дать понятие «туризм». Способствовать формированию у ребенка потребности в движении, появлению интереса к занятиям каким-либо видом спорта.

Серия «Я и мир вокруг» 
Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека                                                                                                             

Срок

Старшая  группа
(5-6 лет)

Подготовительная группа
(6-7 лет)

Тема, цель занятия

Тема, цель занятия

1.

2.

3.

сентябрь

«Во саду ли, в огороде»
Учить детей строить хронологические последовательности (рост и развитие растения, процесс создания продукта). Знакомство с пользой витаминов, необходимость обработки фруктов и овощей.

«Воспоминания о лете»
Закрепить представления о лете, повторить летние игры. Польза летних каникул, закаливание, плавание, солнечные ванны. Правила безопасного поведения.

октябрь

«Знаки вокруг нас»
Дать понятие «знак», «символ». Роль знаков в жизни людей. Дорожные знаки. Закрепить правила безопасного поведения на улице.

«Встреча с дедушкой Ау»
Дать представление о тесной взаимосвязи изменений в неживой и живой природе. Сезонные изменения. Правила поведения  и безопасности в лесу, в природе.

ноябрь

«Огонек»
Углубить и систематизировать знание о причинах пожара. Формировать представления детей о пожароопасных предметах. Познакомить с правилами безопасного поведения с огнем, правилами оказания элементарной помощи при ожогах.

«История одного изобретения. Морская азбука»
Дать детям представление о семафорной азбуке, азбуке Морзе. Расширять представления детей о возможностях человеческого организма. Повышать уровень произвольности движений. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде.

декабрь

«Путешествие с капелькой»
Дать представления о разных видах водоемов, круговороте воды в природе. Признаки и отличия водоемов. Закрепить знания детей о необходимости беречь воду, экономного ее использования, значении воды для жизни и здоровья человека.

 

«В мире животных»
Дать представления о некоторых животных, их удивительных способностях. Показать роль взаимоотношений со средой обитания (на примере отдельных представителей животного мира). Закрепить правила безопасного общения с животными.

1.

2.

3.

январь

«Правила дорожного движения»

Дать представления о правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в транспорте, на улице.

«Кругосветное путешествие»

Дать представления о роли путешествий в познании людьми мира, новых открытий. Учить  ориентироваться на карте мира и глобусе,  показывать свою страну, город. Познакомить с названиями материков, нескольких стран, правилами безопасного поведения в транспорте

февраль

«Я и другие люди»

Дать представление о кругах общения: близкие люди, знакомые, чужие. Правила поведения с незнакомыми людьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций.

«Наши возможности»

Дать представления о понятиях: правило как общая договоренность; возможность изменения правил; правила в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации; закон. Учить прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.

март

«Весна идет»

Дать представление о сезонных изменениях в природе. Необходимости профилактики простудных и вирусных заболеваний. Сезонная одежда. Правила безопасности на льду.

«Мой дом»

Познакомить детей с историей жилища людей разных времен. Жилище современных людей. Правила безопасности в доме, поведение в экстремальных ситуациях в быту. Знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья

апрель

«Космическое путешествие»

Дать представление о строении Солнечной системы, дать понятие «звезда», «комета», «метеорит», «созвездие». Знакомство с первыми космонавтами. Подготовка космонавта, как пример работы над своим организмом, здоровьем.

«Наша Родина – Россия»

Закрепление названий нашей планеты, страны, знаний о флаге и гербе России, гимна. Учить находить ее на глобусе и политической карте мира. Сохранение своего здоровья – долг каждого гражданина.

май

Экскурсия-поход «День дерева»

Дать представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Закрепить знания детей пород деревьев, их отличительных особенностей. Правила поведения  и безопасности в лесу, в природе

«Удивительные насекомые»

Закрепить знания детей о насекомых, их отличительных особенностях. Познакомить с правилами поведения и безопасности при наблюдении за насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста Осознанного отношения к своему здоровью

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возрастаОсознанного отношения к своему здоровью. МесяцТема и задачиВиды деятельностиСентябрьГигиена в моей жизни. Форм...

"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"

Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....

Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью

laquo;Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении з...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью

Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью – одно из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...