Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".
консультация по физкультуре по теме
Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью
Консультация для воспитателей.
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране, как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
Необходимо создать условия для формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью в условиях ДОУ.
Система физкультурно-познавательных занятий один из способов формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью.
Физкультурно-познавательные занятия с детьми дошкольного возраста будут стимулировать потребность ребенка в двигательной деятельности, способствовать формированию самостоятельности и активности, воздействуя на мотивационно - эмоциональную сферу, формировать ценностное отношение ребенка к своему здоровью.
Исследования социологов, педагогов, психологов показывают, что база ценностного отношения к здоровью должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.
Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение к здоровью» дадим определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье».
И.Ф.Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний и убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе, сказываются на ее поведении и развитии. Определяя структуру отношений, С. Л. Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нем, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания.
Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели.
Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное, социальное благополучие.
В основе - концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б. Б. Егорова, Ю. Ф. Змановский)
Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», можно определить содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.
Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Поскольку понятие «здоровье» достаточно сложное и многоаспектное, в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровья еще не могут.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать и быть здоровым, они объяснить еще не могут, отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется, но дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, хотя более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя есть грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети интуитивно начинают выделять психический, и социальный компоненты здоровья («там все кричали и у меня голова разболелась»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей остается достаточно пассивным. Причины этого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем.
Однако, чтобы начать работу, необходимо создать условия формирования ценностного отношения к здоровью, к которым относится:
- включение детей в специальные занятия по овладению знаний о здоровье;
- использование активных методов обучения (проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.);
- применение методов эмоционального воздействия (направленных на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим, реализуются через погружение детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении).
Одним из условий формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни, приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.
На втором этапе стоит задача: формирование у детей основ здорового образа жизни.
Второй этап представляет собой систему работы по приобретению детьми знаний о своем организме, здоровье и является целостным интегрированным с другими образовательными областями курс. В соответствии с разделом, воспитание потребности в ЗОЖ осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;
- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.
Каждое направление должно формироваться серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. На первом месте стоят занятия, которые направлены на формирование у детей потребности в движениях, ЗОЖ, ценностного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения. Предусмотрены также другие мероприятия: дополнительные занятия для детей, проявивших повышенный интерес (индивидуально и в подгруппах), рассказы, познавательные и эвристические беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, чтение специально отобранной художественной литературы, трудовые поручения, продуктивная деятельность, различные праздники и досуги, проектная и исследовательская деятельность.
Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических навыков и умений. Однако следует подчеркнуть, что формирование у дошкольников знаний и умений должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, созданная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» (Л. С. Выготский). Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные на формирование ценностного отношения детей к здоровью, а в свете последних преобразований программы «Здоровый дошкольник», в области физического воспитания на первый план выходит такой тип физкультурного занятия, как физкультурно-познавательный.
Предлагается перспективное планирование системы физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью состоящее из трех серий:
- Серия «Я – целый мир». Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
- Серия «Я и мир вокруг». Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека
- Серия «Я в мире спорта». Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, баскетбол, лапта, хоккей, ручной мяч, ходьба на лыжах, ритмические упражнения.
К специфическим средствам можно отнести авторские игры, игровые задания, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма; игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика (включает нестандартные упражнения, задания и игры, направленные на развитие творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения), релаксационные упражнения, спонтанные танцы.
Система физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью
«Я – целый мир»
Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Срок | Старшая группа | Подготовительная группа |
Тема, цель занятия | Тема, цель занятия | |
1. | 2. | 3. |
сентябрь | «Настроение» | «Человек» |
октябрь | «Мы разные» | «Путешествие пирожка» |
ноябрь | «Человек» | Путешествие с принцем Кислородом» |
декабрь | «Полезные и вредные привычки»
| «Кровеносная система» |
1. | 2. | 3. |
январь | «Глазоград» | «Опора и двигатели нашего организма» |
февраль | «Слух и равновесие» | «Мозг» |
март | «Зубоград»
| «Приключения в королевстве микробов» |
апрель | «Кожа, волосы, ногти» | «Сон» |
май | «Айболит» | «Будь здоров!» |
Серия «Я в мире спорта»
Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.
Срок | Старшая и подготовительная группы |
Тема, цель занятия | |
сентябрь | «Первобытные люди» |
октябрь | «В гости к эллинам» |
ноябрь | «Первые Олимпийские игры» |
декабрь | «Кольца дружбы и другие символы Олимпийских игр» |
январь | «Виды спорта» |
февраль | «Зимняя олимпиада» |
март | «Спортивные игры» |
апрель | Экскурсия в школу (спортивный, тренажерный зал, стадион) |
май | «Летние виды спорта» |
Серия «Я и мир вокруг»
Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека
Срок | Старшая группа | Подготовительная группа |
Тема, цель занятия | Тема, цель занятия | |
1. | 2. | 3. |
сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | «Воспоминания о лете» |
октябрь | «Знаки вокруг нас» | «Встреча с дедушкой Ау» |
ноябрь | «Огонек» | «История одного изобретения. Морская азбука» |
декабрь | «Путешествие с капелькой»
| «В мире животных» |
1. | 2. | 3. |
январь | «Правила дорожного движения» Дать представления о правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в транспорте, на улице. | «Кругосветное путешествие» Дать представления о роли путешествий в познании людьми мира, новых открытий. Учить ориентироваться на карте мира и глобусе, показывать свою страну, город. Познакомить с названиями материков, нескольких стран, правилами безопасного поведения в транспорте |
февраль | «Я и другие люди» Дать представление о кругах общения: близкие люди, знакомые, чужие. Правила поведения с незнакомыми людьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций. | «Наши возможности» Дать представления о понятиях: правило как общая договоренность; возможность изменения правил; правила в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации; закон. Учить прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других. |
март | «Весна идет» Дать представление о сезонных изменениях в природе. Необходимости профилактики простудных и вирусных заболеваний. Сезонная одежда. Правила безопасности на льду. | «Мой дом» Познакомить детей с историей жилища людей разных времен. Жилище современных людей. Правила безопасности в доме, поведение в экстремальных ситуациях в быту. Знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья |
апрель | «Космическое путешествие» Дать представление о строении Солнечной системы, дать понятие «звезда», «комета», «метеорит», «созвездие». Знакомство с первыми космонавтами. Подготовка космонавта, как пример работы над своим организмом, здоровьем. | «Наша Родина – Россия» Закрепление названий нашей планеты, страны, знаний о флаге и гербе России, гимна. Учить находить ее на глобусе и политической карте мира. Сохранение своего здоровья – долг каждого гражданина. |
май | Экскурсия-поход «День дерева» Дать представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Закрепить знания детей пород деревьев, их отличительных особенностей. Правила поведения и безопасности в лесу, в природе | «Удивительные насекомые» Закрепить знания детей о насекомых, их отличительных особенностях. Познакомить с правилами поведения и безопасности при наблюдении за насекомыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста Осознанного отношения к своему здоровью
Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возрастаОсознанного отношения к своему здоровью. МесяцТема и задачиВиды деятельностиСентябрьГигиена в моей жизни. Форм...
"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"
Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....
Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью
laquo;Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении з...
Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...
Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью
Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью – одно из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...