Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.
статья по коррекционной педагогике

Галезник Галина Анатольевна

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

 и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

 

 

 

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу воспитателя логопедической группы.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие).

Хочется подробнее остановиться на приёме сказкотерапия в логопедической практике.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. 

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. 

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чётккая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

  1. Функция социализации;
  2. Креативная;
  3. Голографическая;
  4. Развивающее – терапевтическая;
  5. Культурно – этническая;
  6. Лексико – образная.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

 

Этапы работы

Игровые приёмы

1. Познавательно – аффективная ориентировка

Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности

Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров;

Для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры.

 

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

  1. Словесная режиссерская игра;
  2. Пересказ от лица литературного героя;
  3. Словесное рисование;
  4. Психогимнастика;
  5. Метод «А что потом»;
  6. Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
  7. Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
  8. Метод «Придумывание кратких историй»;
  9. Метод «Моделирование»;
  10. Метод «Сказка про самого себя»;
  11. Метод «Перевирание сказки»;
  1. Метод «Сказки по-новому»;

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»

      Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же т...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказки помогут помочь воспитать ум,дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,могут помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение....

Презентация "Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"

Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное в...

Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников

Презентация "Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников"...