Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.
статья по коррекционной педагогике
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу воспитателя логопедической группы.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие).
Хочется подробнее остановиться на приёме сказкотерапия в логопедической практике.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чётккая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Сказка несёт в себе ряд функций:
- Функция социализации;
- Креативная;
- Голографическая;
- Развивающее – терапевтическая;
- Культурно – этническая;
- Лексико – образная.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Этапы работы | Игровые приёмы |
1. Познавательно – аффективная ориентировка | Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию. |
3. Выражение замещающей потребности | Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; Для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры. |
Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
- Словесная режиссерская игра;
- Пересказ от лица литературного героя;
- Словесное рисование;
- Психогимнастика;
- Метод «А что потом»;
- Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
- Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
- Метод «Придумывание кратких историй»;
- Метод «Моделирование»;
- Метод «Сказка про самого себя»;
- Метод «Перевирание сказки»;
- Метод «Сказки по-новому»;
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»
Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же т...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
Сказки помогут помочь воспитать ум,дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,могут помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение....
Презентация "Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"
Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное в...
Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников
Презентация "Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников"...