Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
материал по логопедии по теме

Востокова Надежда Николаевна

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

 и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие).

Хочется подробнее остановиться на приёме сказкотерапия в логопедической практике.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. (http://ru.wikipedia.org/wiki).

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. (http://www.bayushki.ru/tales_therapy.htm)

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чётккая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

  1. Функция социализации;
  2. Креативная;
  3. Голографическая;
  4. Развивающее – терапевтическая;
  5. Культурно – этническая;
  6. Лексико – образная.

(http://detskie-skazki.com/stati/funkcii-skazki.html)

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Этапы работы

Игровые приёмы

1. Познавательно – аффективная ориентировка

Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности

Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров;

Для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры.

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

  1. Словесная режиссерская игра;
  2. Пересказ от лица литературного героя;
  3. Словесное рисование;
  4. Психогимнастика;
  5. Метод «А что потом»;
  6. Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
  7. Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
  8. Метод «Придумывание кратких историй»;
  9. Метод «Моделирование»;
  10. Метод «Сказка про самого себя»;
  11. Метод «Перевирание сказки»;
  12. Метод «Бином фантазии»;
  13. Метод «Сказки по-новому»;
  14. Метод «Сказка – калька»

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература по данной теме:

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и ук...

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»

      Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же т...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказки помогут помочь воспитать ум,дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,могут помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение....

Презентация "Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"

Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное в...

Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников

Презентация "Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников"...


 

Комментарии

Коротченко Алена Викторовна

Очень хороший проэкт,который буквально пригодиться всем!!!И как ты его представила на конкурсе просто класс.Что говорить если взрослые так увлеклись на мастер классе,то детям это точно будет очень даже интересно)))))

Машинина Евгения Евгеньевна

image
Очень практичный метод не только для речевого развития личности, но и для психологов в практической психологии!!!

Востокова Надежда Николаевна

блестящие картинки прикольные скачатьприятно что и вам понравилось

Ляхова Надежда Николаевна

Очень хороший материал!!!

Каравасилиади Светлана Константиновна

Как и всё,что у вас есть,я утащила к себе в закрома.Спасибо за классный материал!

Мишина Елена Александровна

Очень интересный материал, спасибо, помог в работе. Успехов Вам .