Проект прослушивания русских народных сказок с детьми младшей группы
проект (младшая группа) на тему

Фомина Ольга Ивановна

В проекте изложена актуальность темы с учетом традиционного восприятия сказки как средства воспитания лучших человеческих качесвт, представлен план прослушивания русских народных сказок в младшей группе на год, подробно описаны формы и средства работы.

Материал предназначен для педагогов младших групп ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proslushivaniya_skazok.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект прослушивания русских народных сказок

с детьми младшей группы.

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». (К.Д. Ушинский).

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Она используется как средство воспитания лучших человеческих качеств.

Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к произведениям русского народного творчества; создание условий для воспитания нравственных личностных качеств каждого ребенка посредством чтения русских народных сказок.  

Ожидаемый результат:

  1. Научить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  2. Развить целостное восприятие, память, внимание, воображение и связную речь.
  3. Воспитать умение сопереживать героям сказок, различать по поступкам и словам положительных и отрицательных героев, способствовать развитию лучших человеческих качеств: доброты, отзывчивости, честности, любви и уважения.

План прослушивания русских народных сказок с детьми младшей группы за 2013-2014гг.

Сентябрь 2013г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Рассматривание альбома «Сундучок сказок».

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, называть знакомые сказки, героев.

д/и «Из какой сказки?»

Учить воспринимать на слух известные сюжеты р.н.с. Развивать память и речь. Прививать любовь к русским народ. сказкам.

Выразительное чтение р.н.с. «Колобок».

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание,

запоминать последовательность событий, рисовать худож. образы героев и их действий.

Выразительное чтение р.н.с. «Волк и козлята» в обр. А.Н.Толстого.

Продолжать учить детей воспринимать речь на слух, следить за сюжетом, сопереживать героям. Дать возможность сравнить сюжеты одноименных сказок, оценить выразительность речи.

Мультзал: просмотр м/ф  «Репка».

Способствовать развитию связной речи, воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему.

д/и «Что неправильно?»

Учить находить несоответствия в содержании текста. Развивать внимание и речь.

Беседа на тему «Наши друзья книги».

Рассказать детям о роли книги в жизни человека, о видах книг (словари, энциклопедии,

справочники, худож.

литература). Познакомить с правилами обращения с книгами. Воспитывать бережное отношение к ним.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Колобок» с показом картонных фигур героев в действии.

Развивать диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию сказки.

Мультконцерт: прослушивание «Песенки Козы» из м/ф «Волк и козлята».

Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, семье, ближайшему окружению.

Инсценировка р.н.с. «Репка».

Закрепить содержание сказки, последовательность событий. Способствовать развитию связной речи, стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать воображение, память и мышление.

Октябрь 2013г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Беседа о русской народной сказке.

Познакомить с историей создания народных сказок; жизнью и бытом русского народа; пояснить отличие народных сказок от авторских.

Экскурсия в комнату сказок.

Продолжать знакомить детей с театральным искусством, прививать любовь к театру.

Чтение потешек  «Сорока-сорока» и «Зайка серенький» (Сбор.потешек, 9-10)

Учить детей эмоционально воспринимать и запоминать потешки, выразительно их рассказывать наизусть.

Мультконцерт: прослушивание и разучивание «Песенки Колобка» из сборника Детских песен, 14:31

Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Тренировать память и речь детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Рассказ р.н.с. «Колобок» без показа действий персонажей с договариванием детьми реплик героев.

Закрепить содержание сказки; развивать интонационную выразительность речи, способность к звукоподражанию.

Инсценировка фрагмента р.н.с. «Маша и медведь» (диалог Маши в коробе и медведя).

Способствовать развитию диалоговой речи.

Развивать память и воображение.

Воспитывать желание искать выход из трудной ситуации.

Пальчиковый театр по р.н.с. «Колобок»

Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки, высказывать свои впечатления от увиденного. Учить передавать отдельные действия персонажей.

Закрепить содержание и последовательность событий.

д/и «Кто герои этой сказки?»

Учить детей узнавать сказку по ее персонажам, формулировать правильное название сказки. Развивать память.Обогащать словарь детей прилагательными-определениями.

Воспитывать интерес к знанию героев и сюжета.

Мультзал: просмотр м/ф  «Маша и медведь».

Способствовать развитию связной речи, воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. Формировать начальные представления о безопасном поведении.

Ноябрь 2013г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Выразительное чтение р.н.с. «Снегурочка и лиса».

Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи. Формировать начальные представления о безопасном поведении.

Повторное чтение р.н.с. «Снегурочка и лиса» и беседа по содержанию.

Закрепить содержание сказки; учить правильно строить и формулировать ответы на вопросы по содержанию.

Способствовать развитию диалоговой речи.

Развивать память и воображение.

Разучивание потешки «Курочка-рябушка».

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Учить осуществлять действия по обыгрыванию сюжета, поощрять стремление импровизировать.

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, образу жизни в деревне.

Театрализованная игра «На птичьем дворе».

Учить детей моделировать разнообразные игровые ситуации со знакомыми персонажами сказок, обыгрывать с помощью игрушек сюжет сказки. Развивать творческую самостоятельность, воображение и связную речь.

Воспитывать любовь к театральной деятельности.  

Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Снегурочка и лиса». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте.

д/и «Найди картинку с такими словами».

Учить соотносить фразы текста с картинками.

Инсценировка встречи Снегурочки с медведем, волком и лисой по р.н.с. «Снегурочка и лиса».

Способствовать развитию диалоговой речи.

Развивать память и воображение.

Мультконцерт: прослушивание потешки «Курочка-рябушка» из сборника Детских песен, 22:46.

Закрепить содержание потешки. Развивать слуховое восприятие, способствовать развитию диалоговой речи.

(Сборн.потешек,11).

Работа в книжном уголке: рассматриваем иллюстрации.

Предложить детям взять любимые книги, рассмотреть иллюстрации, рассказать с опорой на них запомнившиеся фрагменты сказок. Воспитывать приверженность к русскому народному творчеству.

Декабрь 2013г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Слушание аудиозаписи р.н.с. «Заюшкина избушка».

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий.

Развивать слуховое восприятие и воображение. Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Заюшкина избушка». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию.

Разучивание потешки «Петушок, петушок».

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, образу жизни в деревне. Прививать любовь к произведениям устного нар.творчества.

Повторное чтение потешки «Курочка-рябушка». Придумывание продолжения сюжета.

Способствовать развитию воображения и связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и умение работать в команде.

Плоскостной театр: рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка».

Учить видеть образ персонажей в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Пополнять словарь эмоционально-оттеночной лексикой. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев.

Театрализованная игра по  р.н.с. «Заюшкина избушка».

Активизировать интерес к театрализованной деятельности, учить имитировать движения героев, сопровождать их речью и песенками. Воспитывать артистизм, память  и смелость выступать перед сверстниками.

Мультзал: просмотр потешки «Петушок, петушок».

Учить детей внимательно слушать слова диктора, воспринимать худ.образ петушка. Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Формировать доброжелательное отношение к живым существам, стремление заботиться о них.

Инсценировка потешки «Курочка-рябушка». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке.

Январь 2014г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Слушание аудиозаписи р.н.с. «Кот, петух и лиса».

Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий.

Способствовать развитию воображения.Воспитывать желание слушаться старших. Формировать знания об опасности.

Выразительное чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса» и беседа по содержанию.

Закрепить содержание сказки; учить правильно отвечать на вопросы по содержанию.

Способствовать развитию диалоговой речи.

Развивать память и воображение.

Разучивание потешки «Пошел котик на торжок».

(Сборн.потешек,11).

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества.

Инсценировка потешки «Пошел котик на торжок». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке.

Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Кот, петух и лиса». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте.

д/и «Какие слова подходят к этой картинке?».

Учить соотносить фразы текста с картинками.

Мультконцерт: прослушивание и разучивание «Песенки Петушка» из сборника Детских песен, 09:18

Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Тренировать память и речь детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Обыгрывание сюжета р.н.с. «Снегурочка и лиса» с использованием игрушек.

Учить имитировать характерные действия персонажей, побуждать обыгрывать действия героев сказки. Воспитывать интерес к игре-драматизации и звукоподражанию.

Мультзал: просмотр м/ф  «Заюшкина избушка».

Способствовать развитию связной речи, умению воспринимать речь зрительно и на слух. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. Формировать представления о безопасном поведении.

Февраль 2014г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Выразительное чтение р.н.с. «Три медведя».

Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать стремление слушаться старших. Формировать начальные представления о безопасном поведении.

Рассказ р.н.с. «Три медведя» с показом картонных фигур героев в действии.

Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом.

Поощрять аналогичные действия детей.

Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по голосу и действиям.

Чтение потешки «Ваня,Ваня,где ты был?».

(Сборн.потешек,12).

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества.

Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя».

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, выделять в них детали, находить знакомые образы. Познакомить со средствами выразительности, использованными художником. Прививать любовь к изобразительному творчеству.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Три медведя». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать память и мышление. Прививать  любовь к сказкам.

Рассказ р.н.с. «Три медведя» без показа действий персонажей с договариванием детьми реплик героев.

Закрепить содержание сказки; развивать интонационную выразительность речи, способность к звукоподражанию.

Просмотр диафильма к потешке «Ваня, Ваня, где ты был?».

Способствовать развитию связной речи, подготовке детей к пересказу с опорой на серии сюжетных картин.

Развивать воображение, память и мышление. Продолжать воспитывать любовь к потешкам.

Инсценировка потешки «Ваня, Ваня, где ты был?».

Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке.

Март 2014г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Слушание аудиозаписи р.н.с. «Гуси-лебеди».

Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий.

Способствовать развитию воображения.Воспитывать желание слушаться старших. Формировать знания об опасности.

Обыгрывание сюжета р.н.с. «Гуси-лебеди» с использованием игрушек.

Учить имитировать характерные действия персонажей, побуждать обыгрывать действия героев сказки. Воспитывать интерес к игре-драматизации и звукоподражанию.

Разучивание потешки «Солнышко-ведрышко».

(Сборн.потешек,7).

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества.

Инсценировка потешки «Солнышко-ведрышко». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Гуси-лебеди». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать память и мышление. Прививать  любовь к сказкам.

Театрализованная игра по р.н.с. «Три медведя».

Учить детей видеть отрицательные и положительные черты персонажа, воспроизводить слова сказки, передавать настроения героев. Воспитывать артистизм и смелость выступать перед сверстниками.

Рассматривание иллюстраций к  русским народным сказкам.

Учить детей сосредоточенно, внимательно рассматривать иллюстрации, составлять краткий описательный рассказ, отвечать на вопросы. Развивать связную речь.

Теневой театр по р.н.с. «Репка».

Учить детей узнавать героев по силуэтным изображениям, следить за развитием сюжета. Развивать зрительное восприятие, эмоциональную сферу детей. Продолжать воспитывать любовь к театральной деятельности, к произведениям устного народного творчества.  

Апрель 2014г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Выразительное чтение р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца».

Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать стремление слушаться старших. Формировать начальные представления о безопасном поведении.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать диалоговую речь, память и мышление.

Театрализованная игра по р.н.с. «Репка».

Учить детей видеть отрицательные и положительные черты персонажа, воспроизводить слова сказки, передавать настроения героев. Развивать память и воображение. Воспитывать артистизм и смелость выступать перед сверстниками.

Инсценировка потешки «Ласточка».

 Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию.

Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке.

Рассказ р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца» с показом картонных фигур героев в действии.

Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом.

Поощрять аналогичные действия детей.

Мультзал: просмотр м/ф  «Бычок-черный бочок, белые копытца».

Способствовать развитию связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему.

Разучивание потешки «Ласточка».

(Сборн.потешек,12).

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей.

Плоскостной театр по р.н.с. «Гуси-лебеди».

Учить видеть образ персонажей в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по действиям и словам.

Май 2014г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Виды деятельности; цели

Слушание аудиозаписи р.н.с. «У страха глаза велики».

Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий.

Способствовать развитию воображения. Формировать знания об опасности.

Рассказ р.н.с. «У страха глаза велики» с показом картонных фигур героев в действии.

Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом.

Поощрять аналогичные действия детей.

Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по голосу и действиям.

Разучивание потешек «Божья коровка» и «Улитка»

(Сборн.потешек, 9, 13).

Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества.

Театрализованная игра по р.н.с. «Теремок».

Учить детей передавать характерные действия персонажей, использовать костюмы, как можно точнее воспроизводить текст. Повышать интерес к театральному искусству, развивать выразительность речи и мимики. Воспитывать артистизм, память и смелость выступать перед сверстниками.

Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «У страха глаза велики». 

Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно отвечать на вопросы по содержанию. Прививать  любовь к сказкам.

Мультзал: просмотр м/ф  «У страха глаза велики».

Способствовать развитию связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему.

Выразительное чтение р.н.с. «Теремок».

Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

Рассматривание иллюстраций к  русским народным сказкам.

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, составлять краткий описательный рассказ. Развивать связную речь.

Прививать любовь к русским народным сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интегр...

Проект «Значение русских народных сказок в развитии речи детей младшего возраста"

У детей младшего возраста слабо развита разговорная речь,  многие дети не могут пересказать простые несложные сказки, рассказы. Детям дома редко читают русские народные сказки. Из- за этого у дет...

Примерный план изучения русских народных сказок во второй младшей группе.

Сказка «Репка»Сентябрь Знакомство с видом искусства театр.  Чтение сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций сказки. Октябрь Пересказ сказки. Знакомство де...

Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»

Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»...

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...

Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.

В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...