Особенности сенсомоторного развития детей
статья (младшая группа) на тему

Мотина Татьяна Ивановна

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное психоэмоциональному благополучию.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития; все чаще появляются материалы, утверждающие необходимость глубокого изучения системы Монтессори, так как большое место в методике отводится формированию сенсорных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sensomotornogo_razvitiya_detey.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное психоэмоциональному благополучию.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития; все чаще появляются материалы, утверждающие необходимость глубокого изучения системы Монтессори, так как большое место в методике отводится формированию сенсорных навыков.

Обратимся к понятиям, что такое сенсомоторика? Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т.о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой — является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо.

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией).

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Намного позже исследовательским путём было установлено, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками и продуктивная деятельность улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.  Японская акупунктура – тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук  на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.  Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество других разнообразных бытовых и учебных действий.

Важно отметить, что взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалось в психологии, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия. Поэтому новая здоровьеформирующая педагогика оперирует понятием сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель), — которая изучает взаимодействие сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т.о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой — является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо. Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельным, зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода (филогенеза). Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и др.) организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психоэмоциональное развитие ребенка. Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией).

Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, а также способность человека различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все эти этапы, то можно установить связь между развитием соматической сенсорной системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребенка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития.

В свете новой здоровьеформирующей педагогики тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Так, учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук.        Урунтаева Г. А. следующим образом описывает три периода сенсомоторного развития ребенка, которые обуславливают взаимовлияние на нормативное формирование восприятия, моторики и высших психических функций, в частности, речи. В младенчестве – высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Складывается акт рассматривания предметов; формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения; устанавливаются первые зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым (например, формируются простейшие практические действия, связанные с передвижением предметов в пространстве).

Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве – высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

        Особенности сенсомоторного развития в младенчестве:

•        Складывается акт рассматривания предметов;

•        Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

•        Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

•        Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. Однако складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов; освоение их свойств определяется значимостью  этих предметов в практической деятельности. Уже в первые годы жизни ребенок может не только различать размер и объем предмета (маленький, большой, короткий и др.), но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность и др.). С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета: так развивается объемное восприятие. Начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых может действовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных межпредметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

В дошкольном возрасте восприятие -  это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменятся собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его апробирование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.         К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия дошкольников выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих, что обеспечивает освоение и совершенствование при ознакомлении с окружающим сенсорных эталонов. Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Переходя к дошкольному возрасту, дети начинают овладевать разными видами продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.). исследование роли этой продуктивной деятельности (А.Р. Лурия. Н.Н. Подъяков, В.П. Сохина и др.), включая рисование (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под их влиянием у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде, чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка позволило С.М. Вайнерману и С.М. Большову обозначить приоритетные линии их оптимизации в художественно-изобразительной деятельности. В 3—4 года наиболее значимым в изодеятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения, и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. В 4—5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация), отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5—7 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность». Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитию познавательной функции, восприятию поступающей информации. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой .

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо ...

"Возрастные особенности сенсомоторного развития детей"

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным р...

Особенности сенсомоторного развития ребенка с ОВЗ

Актуальность проблемы развития сенсомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.  Особенности нарушения сенсомоторного развития детей с интеллектуальными нарушениями.  Сла...

Презентация для воспитателей на тему: "Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста"

Презентация предназначена для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре и включает в себя систематизацию сенсомоторных игр по возрастам....

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминани...

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей в первый год жизни.

В данном материале можно найти основные характеристики сенсомоторного развития ребенка на каждом месяце первого года жизни ребенка....