Главные вкладки

    Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения
    статья (старшая группа) на тему

    Тропова Марина Анатольевна

    Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МДОУ "Детский сад "Белоснежка" г. Надыма" в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Тропова М.А.

    Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

    ЯНАО, Надым, МКДОУ комбинированного вида «Детский сад «Белоснежка»

    Belosnezhka-ds@mail.ru

    Аннотация: Данная статья раскрывает  организацию работы педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад «Белоснежка» города Надыма в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

           Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования, направленного на расширение потенциала творческих и физических способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе программ, разработанных педагогами ДОУ. Основной целью  деятельности педагогов является создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

    Ключевые слова: одаренность, творческий потенциал,  способности, интеллектуальный ресурс    

    Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

    Актуальность данной темы заключается в том, что  развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и педагогов. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, одним словом, не за «морковку», а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

    Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

    В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности.        

    Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей, в ДОУ  с детьми, начиная с трех лет, были организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, которые предусматривали обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывалось, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне. Обучение велось по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и студиях. В конце года при проведении мониторинга усвоения образовательной программы  были выявлены дети с ярко выраженными способностями, из которых некоторые стали призерами и победителями различных детских конкурсов.

    Ощущая насущную необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и дополнительными специалистами ведется успешная деятельность в разработке интересных направлений, таких как:

    •        кружок «Колорит» (авторы: педагог дополнительного образования Клок Александра Николаевна, заместитель заведующего по УВР Тропова Марина Анатольевна);

    •        спортивная секция «Олимпийцы» (автор: инструктор по физической культуре Евдокимова Лариса Вячеславовна).

    Кружок «Колорит» направлен на работу с детьми в условиях ДОУ  по образовательной области «Художественное творчество» и обеспечивает превышение требований государственного образовательного стандарта. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого,  расширяет представления  о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с традиционными и нетрадиционными техниками рисования и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.    

    Дети, посещающие кружок  применяют полученные знания и практический опыт при работе над оформлением групповой комнаты, детского сада, под руководством педагога участвуют в оформлении выставок,  стендов к различным праздникам и мероприятиям, а также участвуют в конкурсах и фестивалях:

    • Всероссийский конкурс детского творчества «Ангел Вдохновения» -    дипломы участников;
    • Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую мир» - дипломы I и II                                                           степени;
    • Всероссийский конкурс детского рисунка «Природа и мы»;
    • Городской конкурс детского рисунка «Мы рисуем новогодний Надым» - диплом лауреата;
    • Фестиваль  «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Акварелька» - 2 место;
    • Фестиваль  «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Акварелька» - «Чудо – книга своими руками» - 3 место;
    • Районный конкурс детского рисунка «Я буду здоров» - 2 место;
    • Районный конкурс детского рисунка «Знаки дорожные, нужные, несложные» -  3 место;

     Спортивная секция «Олимпийцы» направлена на совершенствование физических и морально-волевых качеств  детей дошкольного возраста посредством привлечения к олимпийскому движению и к занятию спортом. Реализация программы олимпийского образования в дошкольном возрасте предполагает тесное взаимодействие специалистов: воспитатель создаёт представления, инструктор по физической культуре повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, музыкальный руководитель и педагог по изобразительной деятельности совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму, как культурному наследию человечества.

    В рамках работы спортивной секции «Олимпийцы» в детском саду проходят интересные спортивные мероприятия с участием детей и родителей: «День семьи», «Богатыри земли русской», «Олимпийцы, вперед!» и другие. Дети, занимающиеся в спортивной секции «Олимпийцы» являются призерами и лауреатами конкурсов различного уровня:  

    •        Фестиваль  «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Веселые старты» - 2 место;

    •        Городская ежегодная мини – олимпиада «Непоседливое лето» - дипломы лауреатов;

    •        Фестиваль национальных культур и традиций  «Дружат дети на планете» - 2     место.

              Но нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме.

    Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны – в ее детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою одаренность для процветания родной страны. Безусловно, все они изначально очень разные: бойкие и спокойные, настойчивые и скромные, уверенные и не очень, но все они мечтают об одном  — о светлом будущем и о счастливой России, в которой им жить. Очень важно не дать развеяться их мечте и уже сейчас оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. Важно помочь им найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.

    Но самое главное  — мы хотим, чтобы ребята эти знали: их начинания не пропадают бесследно, а служат примером для всего юного поколения россиян. Ведь одаренные дети — будущее России!

    Список использованных источников

    1. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
    2. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.
    3. Лейтес Н.С. – Умственные способности и возраст. – М., 1972.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

    Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...

    Консультация для воспитателей "Коррекционная работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения"

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дош...

    План работы методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» на 2012 — 2014 учебный год.

    Работа МО осуществлялась по плану, в котором определены темы, содержание, формы организации, сроки проведения заседаний.Взаимодействие с участниками МО по вопросам выявления и развития одарённости у д...

    Отчёт о работе методического объединения ««Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения».

    Отчёт о работе методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» представлен в виде презентации, в которой отражена профессиональная деятельност...

    Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

    Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

    Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

    Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...