«Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гусева Валерия Геннадьевна

    Задача формирования познавательного интереса у дошкольников правомерна и актуальна.   Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.

       Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В федеральном государственном стандарте говорится о «портрете» дошкольника как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovayadokument_microsoft_office_word.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста»

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

    Задача формирования познавательного интереса у дошкольников правомерна и актуальна.   Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.

       Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В федеральном государственном стандарте говорится о «портрете» дошкольника как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. 

     Познавательное развитие детей 6-7 лет - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

   Традиционная организация познавательной деятельности, характерная для образовательных организаций, не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами  образовательного процесса и реальной ситуацией.

    В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

     Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.

   И вот здесь возникает противоречие:

    Как правило, все родители работают. И часть из них не уделяет должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это делают в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем  результат не достигается.

   Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности в  работе с детьми подготовительной к школе группы:

  К недостаткам в результатах  можно отнести:
- отсутствие у детей интереса к познанию;
-  не проявляют  инициативы в самостоятельном использовании знаний,    умений и навыков в различных видах деятельности;
- творческие способности детей не развиваются в полной мере.

   У детей 6-7 лет наблюдается неустойчивый интерес к познанию, потому что взрослые  подавляют детей  грузом своих знаний, а не создают условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей. Педагог  использует в работе форму прямого обучения. Ему легче самому рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует.

  Педагогам и родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы сам обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Хочется выделить особо: «Сам обнаружить…» Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми ответами, а дать возможность приобрести их самостоятельно. Это крайне важно в умственном воспитании дошкольника. Если этим пренебрегать, то случится то, о чем писал С.Я Маршак: «Он взрослых изводил вопросом «почему?», его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому не досаждал вопросом «почему?».

   Недостатки в основном процессе.

   В основном процессе (в работе) воспитатель должен желать и уметь работать  с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.

   И в этом процессе можно увидеть недостатки:

- неумение строить субъективные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.);

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС);

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности.

     Сейчас мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде. Время не стоит на месте. Изменение приоритетов в системе образования выдвигают в число важных и существенных задачи развития интересов и способностей каждого ребенка. Педагоги должны развивать умения найти информацию, рассуждать. Так, например, ребенок в 6-7 лет способен усвоить не только отдельные факты природы, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. И задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность для подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно ребенку объяснять, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т.п. Стремление к знаниям от этого не появится.

   Таким образом, из выше сказанного вытекает  противоречие:

 существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.  

   Недостатки в условиях профессиональной деятельности.

   Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.

   Рассмотрю на примере своего детского сада. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.  В группах созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.

    Но чтобы идти в ногу со временем, чтобы в полной мере развивать активную, творческую личность, педагогам катастрофически не хватает хорошо оснащенной технической базы. Необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Возникает еще одно существенное противоречие: ведь для поддержки информационного обеспечения образовательного процесса необходимо повышение компетентной грамотности педагога для работы с информацией и использования информационных технологий, а в дошкольном учреждении условий для решения этой задачи нет.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

    Проведенный анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности позволяет мне заключить, что  особую актуальность приобретает проблема определения условий развития познавательного интереса у дошкольников.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

    Опираясь на целевые ориентиры, представленные в 3 разделе ФГОС, можно увидеть, что результат освоения основной образовательной программы ребенком на этапе завершения дошкольного образования в области развития познавательного интереса предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.      

   Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Педагоги ориентируются на формирование у дошкольников новых компетенций активного познавательного развития.

   Ребенок в подготовительной к школе группе обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:

1.«Искать» – проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

2.  «Думать» – умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

3.«Творить» – умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия;

4. «Самостоятельно приниматься за дело» – стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, умеет сформулировать  вопрос и самостоятельно принимать решения на основе личного опыта.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

   Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

   Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Поэтому для развития познавательной активности я предлагаю использовать исследовательскую деятельность.

Содержание:

• для развития исследовательской деятельности старших дошкольников осуществить наработку методического материала по формированию у детей исследовательских способностей.

•  в течении года разработать конспекты занятий по формированию у детей представлений о неживой природе на основе исследовательских действий.

•  темы опытов распределить по одной  на каждую неделю, с октября по май, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены» и др.;  

• ввести в годовой план семинар-практикум для воспитателей «Иссле- довательская деятельность старших дошкольников: условия и средства формирования»

Средства обучения.

Использование методов и приемов:

Наглядные:

-  наблюдение, демонстрация, экскурсии (понаблюдать на прогулке за дождем, ветром; организовать экскурсию «В прачечную» и т.п.);

- рассматривание различных иллюстраций о неживой природе; выставки        рисунков («Вода – наше богатство»);

-  использование мультимедийных пособий; электронный микроскоп.

   Внешняя привлекательность наглядного материала является сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников в образовательном процессе.

Словесные:

 - тематические беседы о различных явлениях неживой природы;

- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы);

- выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).

   Использование словесных методов поддерживают у детей интерес к деятельности. В этом случае задача воспитателя не просто  познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.

Практические:

- элементарные опыты (с песком, глиной, водой, снегом и т.п.): "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.;

- создание творческих работ, связанных с явлениями неживой природы (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.п.);

- моделирование (например, фонтана).

   Использование практических методов развивает способность применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.
Развивает мыслительные процессы: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина; развивает самостоятельное творчество, инициативу.

Игровые:

- словесные игры: «Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др.;

- КВН, конкурсы смекалистых, игры – соревнования, игры-викторины, головоломки;

- дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?";

- сюжетно-ролевые игры («В прачечную»);

- строительные игры с песком, водой, снегом и др.

   Использование игровых методов позволяет расширять представление дошкольников об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

   Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо контролировать качество и характер изменений у детей. Для этого целесообразно проводить диагностику (например, Т.М. Бондаренко, разработанную  на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом природа»). Можно провести анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнении родителей. Несомненно, хорошим итогом работы будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми). Также можно использовать электронные дидактические пособия (если таковые имеются). В старшем дошкольном возрасте можно применять проектный метод для оценивания результата. Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных, необходимо использовать различные диагностические  методики.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

   Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрю ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:

- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);

- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.).

   Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.

   К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).

   Научно-методические изменения:

- создание методической копилки по теме «Неживая природа»;

- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- доступность Интернет-ресурсов  для получения знаний по заданной теме;

- разработать серию консультаций для родителей;

   Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования.

В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Неживая природа»; книги по данной тематике; буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.

   Нормативно-правовое обеспечение проектирования — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГОС. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.

   Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Неживая природа» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

   К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом:

-  использование наиболее эффективных форм работы,

-  улучшение предметно-развивающей среды,

- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов),

-  профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.

   При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта  разработает критерии  и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить своё представление о его реализации.

   Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана мультимедийная дидактическая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста.

В  работе рассказывается деятельность педагога по развитию интересов детей. Как раньше многие ученые подходили к развитию интересов детей....

Тема: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на педагогическую деятельность уровне определяется поиском создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индив...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....