Кружок "Экспериментальная деятельность в подготовительной группе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

         Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
        Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
        Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
      К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
       В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
          Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
       Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной  деятельности реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

1.    занятия , которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.

2.    самостоятельная деятельность детей

3.    совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

        На занятии у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили  детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

         Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
       Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
        Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
     
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
      В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
         Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
      Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной  деятельности реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

  1. занятия , которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
  2. самостоятельная деятельность детей
  3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

        На занятии у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили  детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

Кружок

Руководитель:  Ромадина Н.В.,

воспитатель ,ВКК 

Пояснительная записка:

            Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
          В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе.
    Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развивать эмоциональный мир дошкольников через экспериментальную деятельность.

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети подготовительной  группы –
6-7  лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 30  минут.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

   месяц

           1 неделя

          2 неделя

октябрь

« Пирожки для мишки»

 « Прятки» игры с водой

ноябрь

 « Сильная газета»

 « Дружба красок»

                      ЖИВАЯ ПРИРОДА

декабрь

« Что есть у каждого растения» (1 часть)

« Что есть у каждого растения» ( 2 часть)

январь

« может ли растение жить без воды?»

« Есть ли вода внутри растения?»

                      НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

февраль

« Теплая капелька или поможем колобку умыться»

« Освобождение бусинок из ледяного плена»

март

« Умная галка» (вода)

« Какие свойства?» ( вода, лед, снег)

апрель

« Подводная лодка»
       (воздух, вода)

     «Сухой из воды»
           (воздух)

май

« Живые тени»

« Солнечные зайчики»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 1
« Пирожки для мишки»

Цели:

  •  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
  •  Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  •  Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Закреплять культурно – гигиенические навыки.

Материал:
Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.

Предварительная работа: 
        Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».

Занятие № 2
« Прятки» - игры с водой.

Цели:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
  • Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
  • Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.

Предварительная работа:
       Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».

НОЯБРЬ

«Занятие № 1
Сильная газета»

Цели:

  • Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
  • Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
  • Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Материал:
Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.

Занятие № 2
« Дружба красок»

Цели:

  • Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
  • Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.

Материал:
Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.

Предварительная работа:
       Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.

ДЕКАБРЬ

Занятие № 1
« Что есть у каждого растения?»
   ( 1 занятие)

Цели:

  • Дать детям знания о строении растений;
  • Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.

Материал:
Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.

Занятие № 2
« Что есть у каждого растения»
   ( 2 занятие)

Цели:

  • Обобщить знания детей о строении растений;
  • Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
  • Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду

Материал:
12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

Занятие № 1
« Может ли растение жить без воды?»

Цели:

  • Выявить зависимость растения от жидкости;
  • Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал:
Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.

Занятие № 2
« Есть ли вода внутри растения?»

Цели:

  • Доказать, что внутри растения есть вода;
  • Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • Воспитывать аккуратность в работе;
  • Развитие умения детей сравнивать.

Материал:
Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1
« Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Цели:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
  • Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
  • Закреплять культурно – гигиенические навыки;
  • Развивать чувства взаимовыручки;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».

Предварительная работа:
       Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»

Занятие № 2
« Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цели:

  • Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
  • Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
  • Развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Материал:
   
Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа:
         Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.

МАРТ

Занятие № 1
«Умная галка»

Цели:

  • Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
  • Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.

Материал:
      Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.

Занятие № 2
« Какие свойства?»

Цели:

  • Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
  • Способствовать расширению знаний  детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
      Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.

Предварительная работа:
        Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа с детьми откуда берутся сосульки.

АПРЕЛЬ

Занятие № 1
« Подводная лодка»

Цели:

  • Обнаружить, что воздух легче воды;
  • Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;

Материал:
    Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы

Предварительная работа:
      Конструирование из бумаги корабликов.

Занятие № 2
«Сухой из воды»

Цели:

  • Определить, что воздух занимает место
  • Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
  • Развивать умение сравнивать, делать выводы.

МАЙ

Занятие № 1
« Живые тени»

Цели:

  • Понять как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
  • Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Материал:
       теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.

Занятие № 2
« Солнечные зайчики»

Цели:

  • Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
  • Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
  • Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту

Материал:
    Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

Предварительная работа:
      На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  2. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно -   экспериментальная деятельность»
  4. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
  5. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект НОД по театрализованной деятельности в подготовительной группе Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема: «Путешествие в сказочный мир театра»

Группа : подготовительная к школе 6-7 летВид занятия : Закрепление нового материала.Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Провела: Воспитатель подготовительной группы Андреева Светлана Алексеевна. 2018 год.

Чтение сказки Т.Н.Лепихиной «Искорки добра» Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя сказки.Формировать целостное ...

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.

Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...