Организация музыкально-звуковой среды в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему

Окружающая среда одна из важнейших средств воспитания и развития личности. Дети должны знакомиться с богатством и разнообразием мира звуков, развивать тонкость и чуткость слуха, фантазию, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_muzykalno.docx24.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Современная педагогическая наука рассматривает окружающую среду как одно из важнейших средств воспитания и развития личности. Вопросу влияния окружающей среды на ребенка уделяли и уделяют внимание многие педагоги и ученые.

Существенной стороной окружающей действительности является звуковая среда. Ее восприятию в период дошкольного возраста посвящен ряд экспериментальных исследований. В этих исследованиях прежде всего рассматривался вопрос о способности слышать звуки, о слуховом сосредоточении в различные микропериоды детства (Т.С Бабаджан, ИЛ. Дзержинская, Н.И. Красногороский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.М. Щелованов и др.). Полученные данные свидетельствуют о быстрых темпах развития слуха уже на ранних этапах онтогенеза. Восприятие сигналов звуковой среды формируется на базе безусловных рефлексов (М.П. Денисова, Н.И. Касаткин, А. Мен, А. Пейпер, Н.А. Фигурин, А.М. Фонарев и др.). Многие авторы пытались установить последовательность усвоения ребенком различных звуковых модальностей в разные возрастные микропериоды детства. При этом учитывались сила звучания, тембровая окраска, высота звука, тонкость дифференцирования музыкальных звуков.

С одной стороны, в физиологических, психолого-педагогических исследованиях имеются данные, свидетельствующие о больших возможностях детей в восприятии разнообразных звуков, проявлении разных эмоций при слушании и исполнении музыкальных произведений. С другой стороны - в педагогике вопрос об ознакомлении детей со звуковой сферой во всем ее многообразии, формировании слуховой культуры специально не изучался. Между тем аудиальное развитие (А.Ф. Лобова) является важной частью воспитания детей, так как, во-первых, оно шире музыкального; во-вторых, является тем фундаментом, на котором развиваются музыкальные способности; в-третьих, правильная организация звукового окружения ребенка, с учетом всех его характеристик способствует охране здоровья, хорошему физическому и психическому самочувствию детей.

Звуковая среда – совокупность звуков, отражающих звуковую действительность и обеспечивающих детям ее слуховое восприятие.

Звуковой мир ребенка включает в себя:

• музыкально-звуковое окружение, организованное взрослым - педагогом в рамках воспитательно-образовательного процесса;

• шумо-звуковое окружение, которое обеспечивает социализацию ребенка и формирует у него звуковой образ мира, т.е. представление о звуковых характеристиках действительности, в том числе и музыкальной.

В настоящее время существует множество программ музыкального воспитания детей. Они нацелены на развитие интереса и творческого отношения к музыке, развитие музыкально-сенсорных способностей, обогащение ребенка впечатлениями, овладение элементарными знаниями, умениями в различных видах музыкальной деятельности - на основе народной и классической музыки.

Вместе с тем полноценное развитие слухового восприятия ребенка возможно лишь в том случае, если работа в этом направлении будет вестись не только средствами музыки, но также и многообразными звуковыми средствами окружающей действительности.

Правильно организованная музыкально-звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности. Музыкально-звуковая среда состоит из разнообразных шумовых и звуковых характеристик окружающего мира, в том числе и музыкально-звуковых, и имеет два основных педагогически значимых свойства: экологичность и эстетичность.

Шум не имеет определенной высоты, его нельзя воспроизвести певческим голосом. Это неорганизованный звук. Он может обладать различной интенсивностью, силой. Чем громче шум, тем он разрушительней.

Шумы можно гармонизовать (например, с целью придания особой специфической тембровой окраски музыкальному произведению, создания ритмической основы в оркестре используется группа ударных инструментов).

Звук (немузыкальный) отличается от шума тем, что он имеет и определенную высоту, и воспринимается человеком как более гармоничная и благоприятная вибрационная информация.

Звук имеет один тон. В отличие от шумов, он может иметь эстетические характеристики без дополнительной работы человека с ним. Поэтому в древние времена маги, шаманы, колдуны использовали звук в терапевтических целях.

Звук предшествует музыке и слову, он вызывает глубинные бессознательные импульсы у человека. Современный человек, ориентируясь на смысл слов и музыки, потерял способность распознавать качество, направленность, полезность, лечебный или разрушающий эффект звука. Засорение природной звуковой среды, благоприятной для всего живого на земле, в том числе и для человека, может изменить его и лишить природного иммунитета против разрушающего влияния механистического мира. Сохранение природной звуковой среды, приближение социального звукового фона к естественному, при родному необходимо для физического, психического и ментального здоровья ребенка.

Особое место в окружающей нас звуковой среде отводится музыкальным звукам. В науке они рассматриваются как наименьшие структурные элементы музыки, обладающие музыкальными характеристиками. Музыкальная звуковая среда - это музыкальное окружение ребенка, организованное взрослым с целью воздействия на личность.

Влияние музыки на индивида, как известно, велико. Являясь творением человека, она способна организовать его душу и тело. И чем совершеннее творение человека, тем сильнее в нем отражается объективная гармония мира.О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в терапевтических и воспитательных целях.

Правильно организованная музыкально-звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.

Древнекитайский мудрец и философ Конфуций писал: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».

Пифагор считал музыку одним из главных средств воспитания. Важнейшим понятием в его этике была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти.

Чувство ритма – врожденное свойство человека. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. В искусстве ритм приобретает особое гармонизующее значение. В.М. Бехтерев в своих исследованиях пришел к выводу о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить перевозбужденных детей и растормозить замедленных. Бесспорным является значение ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Общеизвестно, как важно организовать режим дня детей, научить их организации своей жизнедеятельности.

Центр чувства ритма, согласно исследованиям, находится в левом (интеллектуальном) полушарии. Следовательно, ритм музыки влияет на интеллектуальную активность ребенка. Поэтому музыку В. Моцарта, например, психологи рекомендуют включать перед написанием контрольной работы. Напротив, однообразный, упрощенный, повторяющийся ритм музыкального произведения снижает внимание детей, их психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Еще Платон считал, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований. Музыка наслаждения, по мнению Платона, расшатывает связь индивида и общества, а это служит началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.

Важно оберегать формирующийся организм и неокрепшую психику детей от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки. Терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природные звуки и классическая музыка.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно использовать в работе с детьми. Раздражение, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера, от угнетения, меланхолии можно освободиться, слушая произведения Л. Бетховена, при нервном истощении использовать музыку Э. Грига. К произведениям, улучшающим внимание, помогающим сосредоточиться, относятся сочинения П.И. Чайковского, К. Дебюсси, Ф. Шумана.

Необходимо использовать в работе с детьми благотворное воздействие шумов и звуков окружающей действительности. Использовать их как в качестве звукового фона при проведении аутогенной тренировки (одного из методов оздоровления детей и освобождения их от нагрузок и стрессов), так и на занятиях для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать: шумы, звуки и музыка генетически связаны между собой. Они выражают разные стороны жизни, различны по качеству направленности и степени влияния на человека.

Музыкально-звуковая среда - это целостное и комплексное понятие, включающее в себя разнообразные звуковые характеристики окружающего мира. Оно адекватно передает взаимосвязь шумов, звуков и музыки, давая представление обо всех составляющих звуковой среды.

Сложность и неоднородность музыкально-звуковой среды диктует необходимость ее организации и как следствие этого - усложнение задач педагога: шумо-звуковую среду нужно упорядочить, а музыкально-звуковую - адаптировать к возрасту детей.

Цель организации музыкально-звуковой среды: выделить из существующего информационного поля те звуковые ориентиры, которые способствовали бы свободному самоопределению ребенка в звуковой среде, творческой самореализации личности, ее активности в направлении собственной организации звукового пространства.

Сохранение природной звуковой среды, приближение социального звукового фона к естественному, природному необходимо для физического, психического и ментального здоровья ребенка.

Организация музыкально-звуковой среды состоит из материального, эмоционального и содержательного компонентов.

Материальный компонент включает в себя использование звучащих игрушек, музыкальных инструментов, картинок, иллюстраций, ярких красочных книг, дидактических пособий и игр по развитию звукового восприятия для организации самостоятельной деятельности детей, предметов из различных материалов, природного и социального происхождения.

Эмоциональный компонент проявляется в процессе общения педагога с ребенком, ребенка с окружающей звуковой средой различного происхождения. Формами такого общения могут быть занятия, направленные на восприятие и воспроизведение музыкальных произведений и звуков различного происхождения, беседы, упражнения с использованием элементов игры, разнообразные виды игр - дидактические, подвижные и др., проводимые как в помещениях, так и на прогулках, экскурсиях.

Содержательный компонент организации музыкально-звуковой среды являет собой звуковой материал, сформированный с учетом передачи жизненных явлений, человеческих чувств, эмоций, явлений природы и других событий окружающей жизни ребенка в их развитии. Это аудио- и видеокассеты, грампластинки с записями музыкальных произведений, шумами и звуками природного и социального окружения.

Основными принципами организации музыкально-звуковой среды являются принципы проблематизации, культуросообразности, эстетизации среды, развивающего обучения, вариативности, интегративности, эмоциональности, личностно ориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В данной статье описана  организация предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГТ....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Проект "Модель организации инклюзивно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

В последнее время наметилась устойчивая тенденция к переходу образовательных организаций от модели интеграции к модели инклюзивного образования.Принципиальное отличие этих двух моделей в том, что ребе...

семинар для педагогов «Организация инклюзивной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Инклюзивная среда рождается в совместной деятельности ее субъектов. К последним относятся специалисты помогающих профессий, нормативно развивающиеся дети, дети с ОВЗ, родители. Различия в психическом ...