Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
методическая разработка на тему

Безбородова Виктория Владимировна

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx966.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

по организации развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

в соответствии с ФГОС ДО

C:\Users\Методист\Desktop\ФИЗО\Участок 2015\IMG_2184.JPG

Безбородова В.В., старший воспитатель,

 ГБДОУ детский сад № 16

Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016 год

Раздел 1.

Пояснительная записка

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155(далее – ФГОС ДО), направлен на решение многих педагогических задач, одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

ФГОС ДО в образовательную область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детьми в следующих видах деятельности:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей разработаны коллективом ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга, являющегося «пилотной площадкой» Калининского района по введению ФГОС ДО.

Методические рекомендации направлены на реализацию ФГОС ДО, в части требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, образовательной области «Физическое развитие» в группах общеразвивающей направленности от 2 до 7 лет. Методическая разработка отражает приоритетное направление деятельности образовательного учреждения в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений с учетом парциальной программы «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской, реализуемой в образовательном учреждении.

Основные цели:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка средствами физической культуры.

Инновационностьметодической разработки.

Проблема по созданию развивающей предметно-пространственной среды в целом рассматривалась многими педагогами. Менее разработанной в современной теории и практике является проблема по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.

Для решения данной проблемы перед коллективом образовательного учреждения стоял ряд задач:

  1. Изучить нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе.
  2. Проанализировать современные теоретические исследования и практический опыт по проблеме.
  3. Провести анализ соответствия условий образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
  4. Определить основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.
  5. Разработать план-график развития материально-технической базы образовательного учреждения для эффективной реализации образовательной программы дошкольного образования.
  6. Создание  развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении с учетом приоритета физического развития детей.
  7. Разработать методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты:

- положительная динамика уровня здоровья дошкольников, навыков здорового образа жизни;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Раздел 2.

Актуальность

Основные направления развития физической культуры и спорта в нашей стране определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р (далее –Стратегия). Согласно Стратегии одна из основных задач по развитию физической культуры и спорта – модернизация системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Одной из проблем, обозначенных в Стратегии, стоящей перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта является продолжающееся ухудшение здоровья населения, в том числе детей.

Актуальность затронутой проблемы связана, прежде всего, с неблагоприятной тенденцией показателей здоровья дошкольников за последнее десятилетие. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН за 2011-2013 годы, количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 76% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции и грипп. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и аллергические заболевания.

Наблюдения специалистов показывают, что у 12-15% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30% -35% составляют группу риска по развитию психических нарушений, в числе которых преобладают различные формы неврозов, нарушения сна, невропатии, тяжелая адаптация.

Таким образом, становится очевидным, что проблема здоровья дошкольников, его сохранения и укрепления, остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

Неслучайно, ведущей задачей концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной, является  здоровьесбережение и здоровьеформирование ребенка.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка, определяя его высокую чувствительность  к влиянию факторов внешней среды. В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности.

Результаты мониторинга исходного состояния здоровья детей (2013-2015) в нашем образовательном учреждении показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих воспитанников, значительное сокращение детей с I группой здоровья, что определило необходимость тщательно спланированной системы работы по физкультурно-оздоровительному направлению.

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

2014

2015

первая

18%

17%

вторая

78%

78%

третья

4%

5%

Таким образом, приоритетными организационно-управленческими условиями создания системы по физкультурно-оздоровительному направлению в нашем образовательном учреждении становятся:

  1. Совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды образовательного учреждения;
  2. Повышение квалификации педагогов и их инновационного потенциала в области физического развития дошкольников;
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами в области физического развития дошкольников.
  4. Оценка качества здоровьесберегающего сопровождения ребенка в образовательном учреждении методом диагностики.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 определило следующие направления в организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.

Поэтому, перед коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей наиболее важным и актуальным направлением в работе стало создание и совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды.

Нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

  • Конвенция о правах ребенка. 1989.ООН;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015);
  • Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009№ 1101-р

«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Министерства образованияРоссийской Федерации от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  • Приказ Министерства образованияРоссийской Федерации от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

Раздел 3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования  развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические),соответствующие материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые  и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

-вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как СанПиН и Правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

1.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

  • физические риски
  • психологические риски
  • нравственные риски

2.  Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития  ребенка.

         3. Принцип соответствия

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
  • индивидуальным особенностям
  • специальным особенностям ребенка.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования развивающей среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

Организация двигательной развивающей среды в ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга

Физическая активность -  важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих областей дошкольного образования. Она способствует формированию самостоятельности и инициативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту детей.

Профессиональный подход в организации развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения является важным условием для создания оптимального режима двигательной активности дошкольников разных возрастных групп. Необходимо, чтобы обстановка группы и оснащение участка давали избыточные возможности для разнообразных движений.

Так, в нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют:

-  групповые комнаты, в которых созданы центры «Физического развития» для совершенствования двигательных навыков;

- оборудованы физкультурный и музыкальный залы;

- спортивная площадка;

- кабинет учителя-логопеда для работы логопункта;

- «Морская комната» для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;

- медицинский кабинет.

Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области

 «Физическое развитие» (младший возраст)

Задачи

ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО

Пособия

(в т. ч. нетрадиционные)

Количество

Дидактические материалы

Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

мячи резиновые  разных размеров

по 2 каждого размера

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

мячи  фитбольные

2

набор мягких модулей

1

обруч  малый пластмассовый

2

 дуги для подлезания и проползания

2

 мини-горка

1

мягкая «кочка» с массажной поверхностью

6

гимнастическая скамейка

1

каталки на палочке

6

 пирамиды с кольцами

4

кольцеброс

1

машины-двигатели

2

Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

скакалки

3

Мозаика крупная, конструкторы объемные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами игры с прищепками и т.п.

 обручи малые платмассовые

2

 дуги для подлезания и проползания

2

 султанчики, флажки, погремушки цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ

по 2 на ребенка

 оборудование для спрыгивания

1

 бильбоке

4

 шнуры

1

 бруски

4

подвески в воздушном пространстве для

прыжков

1

веревка с палочками на концах  для игры «Кто быстрее»

1

«салютики» для бросания, метания

6

мешочки для метания

2

 лестница для перешагивания и перепрыгивания

1

 качалки

4

кольцеброс

1

тоннель

1

набор разноцветных кеглей

1

неваляшки

4

машины-двигатели

2

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

куклы-спортсмены

Иллюстративный материал «Виды спорта»

Овладение подвижными играми с правилами

мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм и т.д.

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

мини-горка, кольцеброс, движущиеся игрушки

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок, подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, куклы-спортсмены, доктор

Настольно-печатные, дидактические  игры типа «Здоровье», «Подбери зубную щетку», «Что нужно для уборки», «Что нужно для умывания», «Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Какое настроение у человечка»

Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области

 «Физическое развитие» (старший возраст)

Задачи

ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО  

Пособия

(в т. ч. нетрадиционные)

Количество

Дидактические материалы

Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

мячи резиновые  разных размеров

по 4 каждого размера

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

мячи  фитбольные

2

набор мягких модулей

1

обруч  средний, малый

по 5 каждого размера

 дуги для подлезания и проползания

2

гимнастическая скамейка

1

экспандер

4

кольцеброс

2

Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

скакалки

5

Мозаика мелкая, конструкторы, в т.ч. объемные, шнуровки, схемы упражнений  и т.п.

 обручи плоские

8-9

 дуги для подлезания и проползания

2

 султанчики, флажки, цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ

по 2 на ребенка

 оборудование для спрыгивания

1

 бильбоке

4

 шнуры

1

 бруски

4

подвески в воздушном пространстве для

прыжков в высоту

1

веревка с палочками на концах  для игры «Кто быстрее»

1

«салютики» для бросания, метания

12

мешочки для метания

6-12

 лестница для перешагивания и перепрыгивания

1

 канат

1

палка гимнастическая

5

мишени настенные

2-3

тоннель

1

гимнастческая доска

1

мини-гольф

2

городки

2

летающая тарелка

2

воздушный змей

1

кольцеброс

2

набор разноцветных кеглей

1

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

куклы-спортсмены, боксерские наборы, клюшки и шайбы, лыжи, велосипеды, набор для бадминтона, минигольф, набор для тенниса, мини-футбол, мини-хоккей

Иллюстративный материал «Виды спорта», « Спорт и спортсмены»,

«Олимпийские виды спорта»,дидактические игры «Четвертый лишний», «Олимпийские кольца», «Виды спорта», «Замри», «Подбери спортивный инвентарь», «Зооспорт»,«Разноцветные цепочки»

Альбом «Олимпийские виды спорта»

«Зимние и летние виды спорта», образовательный проект «Встречаем Олимпиаду «Сочи 2014»»

Овладение подвижными играми с правилами

мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм, дартс и т.д.

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

кольцеброс, движущиеся игрушки, игровое оборудование с горкой

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок,«Полосатики»( трубочки для массажа), «Веселые карандашики» (развитие моторики, массаж кистей)

подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, рукавицы для тактильного массажа, пособие для проведения  глазной гимнастики «Часики», «Помоги божьей коровке добраться до цветка» и др.

 куклы-спортсмены, доктор

Настольно-печатные, дидактические игры типа «Здоровье», «Составь портрет», «Кто что ел?», «Полезно-вредно»

«Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Мое настроение»

Варианты оформления развивающей предметно-пространственной среды центров «Физического развития» в группе см. Приложение 1

Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды

в физкультурном залев соответствии с ФГОС ДО

Задачи

ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО  

Оборудование

(в т. ч. нетрадиционные пособия)

Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

Тренажеры:

  • Тренажерно-информационная система «ТИСА»
  • Комплекс детских тренажеров
  • Велотренажеры
  • Фитболы

Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Для ходьбы, бега, равновесия:

  • Гимнастические скамейки  
  • Наклонные доски
  • Дорожки здоровья
  • Массажные и колючие коврики
  • Мешочки с песком
  • Дорожка – модуль
  • Скакалка - косичка
  • Конусы и ориентиры
  • Разновысокие кубики
  • Секундомер

Для прыжков:

  • Стойки с рейками
  • Скакалки разной длины
  • Мягкие маты
  • Игрушки на веревочке

Для метания, бросания, ловли:

  • Мячи разного размера
  • Мячи набивные
  • Диски для метания
  • Набор кеглей с мячом
  • Кольцебросы
  • Кольца мягкие и плоские
  • «Дартс» с шариками

Для ползания и лазания:

  • Гимнастическая стенка
  • Воротики  дляподлезания
  • Мягкие модули

Для общеразвивающих  упражнений:

  • Гимнастические палки
  • Обручи разной величины
  • Султанчики для упражнений
  • Ленты на колечках
  • Разноцветные флажки
  • Гантели разного веса

Нетрадиционное оборудование

  • Для развития ловкости и мелкой моторики  - « бильбоке», «серсо», моталочки, клубочки.
  • Для бросков –  «ракеты», шарики с хвостиками и липучками.
  • Для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания -  кубики разной

 величины, барьерчики  и дорожка  из разноцветных рулонов,  следы на веревочках, скакалка «радуга», косичка.

  • Для гимнастики и общеразвивающих упражнений - гимнастические коврики, султанчики, ленты на колечках и 2-х метровые ленты на палочках, флажки и др
  • Воротики, «лесенка-чудесенка» из рулонов для  пролезания.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Атрибуты для спортивных игр:

  • Мячи - футбольный, волейбольный, баскетбольный
  • Волейбольная сетка
  • Ракетки и воланы для бадминтона
  • Городки
  • Клюшки, шайбы
  • Ворота
  • Баскетбольное кольцо
  • Лыжи
  • Набор для гольфа
  • Набор для тенниса

Овладение подвижными играми с правилами

мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм, дартс, парашют, карусель и т.д.

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Игровые комплексы:

  • Горка
  • Сухой бассейн

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Нетрадиционное оборудование

  • Для дыхательной гимнастики  –  «облака с дождиком», «цветочки с бабочками»,  «деревья», «листики» из бумаги и пленки.
  • Корригирующая  стенка «Робот» - для укрепления осанки.
  • Атрибуты для профилактики плоскостопия - колючая дорожка,

 платочки, «червячки», массажные палочки и  дорожки из крышек и с разным наполнителем,

  • Для глазной гимнастики  – рисунок - аппликация на стене.

Дидактические материалы для использования в работе с дошкольниками

инструктором по физической культуре

Иллюстрации, схемы, пиктограммы

Пособия и игры с валеологическим  содержанием

Дидактические и развивающие  игры

Пособия для закаливания и оздоровления

Карточки – схемы

Демонстрационный материал по безопасности

Магнитофон

Фонотеки, презентации

Пальчиковая и глазная гимнастика

Картотеки подвижных игр

Картотеки утренней гимнастики по (возрастам)

 «Школа мяча» картотека игр с элементами спорт. игр

Информационное оснащение по корригирующей гимнастике

Организация двигательной развивающей среды на участке образовательного учреждения

Участок детского сада создан с  учетом возможности организации такого вида деятельности дошкольников, как физическая активность (бег, лазанье,прыганье, катание, проведение подвижных и спортивных игр и пр.).  

Активное свободное движение является, с одной стороны, важной потребностью дошкольников, а с другой – формой их физического развития, формирования активности, самостоятельности.

Вся территория участка разбита на несколько площадок, оснащенных горками сооружениями для лазанья, игровыми комплексами для двигательной активности детей, пространством для проведения подвижных и спортивных игр и спортивную площадку.

Физкультурное  оборудование на спортивной площадке:

  • Спортивный комплекс
  • Беговая дорожка
  • Прыжковая яма
  • Цели для метания
  • Разметка  для бега и прыжков

Для создания эмоционального благополучия дошкольников коллектив образовательного учреждения активно занимается озеленением и оформлением  территории детского сада.

        

Раздел 4

Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами

Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами (Муниципальное образование муниципальный округ «Гражданка», ГОУ ДОД СДЮСШОР № 1 Калининского района СПб, ГБОУ СОШ № 514 Калининского района СПб) имеет огромное значение для удовлетворения потребности дошкольного образовательного учреждения в создании развивающей предметно-пространственной среды в области физического развития детей.

 Такое плодотворное взаимодействие обеспечивает возможность использования общих спорткомплексов, спортивных площадок, стадионов для проведения соревнований, турслетов, экскурсий спортивной тематики с целью приобщения  дошкольников к физической культуре и спорту.

Раздел 5

Результативность деятельности образовательного учреждения в решении задач ФГОС ДО в образовательной области

«Физическое развитие»

Результатом эффективной работы педагогического коллектива ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга по всем направлениям образовательной области «Физическое развитие»  являются следующие показатели:

- сохранение исходного здоровья воспитанников;

-снижение заболеваемости (по данным мониторинга заболеваемости);

- Спортивное соревнование дошкольных учреждений округа №18 Калининского района «Веселая капель - 2016» (II место), «Веселая капель - 2016» (II место),

-Турслет«Осенний марафон 2014»(II место),«Осенний марафон 2015» дошкольных учреждений округа № 18 Калининского района (II место),

- Спортивное соревнование дошкольных учреждений округа №18 Калининского района «Мама, папа, я – спортивная семья 2016» (II место).

Список литературы

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. -  М.:УЦ «Перспектива», 2012.
  2. КарабановаО.А., АлиеваЭ.Ф., РадионоваО.Р., РабиновичП.Д., МаричЕ.М..

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

  1. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014.
  2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой .- СПб.: КАРО, 2014.
  3. Повышение двигательной активности часто болеющих детей в детском саду. Под общ. ред.     М.Е. Верховкиной.- СПб.:  НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012.
  4. Попова М.Н. Навстречу друг другу: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. – СПб.: ЛОИРО, 2004.
  5. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения. Под научной ред.                   В.А. Деркунской .- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО

В статье изложены нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды, принципы ее конструирования  в соответствии с ФГОС ДО.А так же наполнение развивающей предмет...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района СПб.

        Образовательная программа дошкольной организации (Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вид...