Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
    методическая разработка на тему

    Безбородова Виктория Владимировна

    На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx966.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    Калининского района Санкт-Петербурга

    Методические рекомендации

    по организации развивающей предметно-пространственной среды

    в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    в соответствии с ФГОС ДО

    C:\Users\Методист\Desktop\ФИЗО\Участок 2015\IMG_2184.JPG

    Безбородова В.В., старший воспитатель,

     ГБДОУ детский сад № 16

    Калининского района Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    2016 год

    Раздел 1.

    Пояснительная записка

    Я не боюсь еще и еще раз повторить:

    забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

    В.А.Сухомлинский

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155(далее – ФГОС ДО), направлен на решение многих педагогических задач, одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

    ФГОС ДО в образовательную область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детьми в следующих видах деятельности:

    • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
    • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
    • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
    • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

    Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей разработаны коллективом ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга, являющегося «пилотной площадкой» Калининского района по введению ФГОС ДО.

    Методические рекомендации направлены на реализацию ФГОС ДО, в части требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, образовательной области «Физическое развитие» в группах общеразвивающей направленности от 2 до 7 лет. Методическая разработка отражает приоритетное направление деятельности образовательного учреждения в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений с учетом парциальной программы «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской, реализуемой в образовательном учреждении.

    Основные цели:

    1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
    2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка средствами физической культуры.

    Инновационностьметодической разработки.

    Проблема по созданию развивающей предметно-пространственной среды в целом рассматривалась многими педагогами. Менее разработанной в современной теории и практике является проблема по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.

    Для решения данной проблемы перед коллективом образовательного учреждения стоял ряд задач:

    1. Изучить нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе.
    2. Проанализировать современные теоретические исследования и практический опыт по проблеме.
    3. Провести анализ соответствия условий образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
    4. Определить основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.
    5. Разработать план-график развития материально-технической базы образовательного учреждения для эффективной реализации образовательной программы дошкольного образования.
    6. Создание  развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении с учетом приоритета физического развития детей.
    7. Разработать методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.

    Ожидаемые результаты:

    - положительная динамика уровня здоровья дошкольников, навыков здорового образа жизни;

    - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

    Раздел 2.

    Актуальность

    Основные направления развития физической культуры и спорта в нашей стране определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р (далее –Стратегия). Согласно Стратегии одна из основных задач по развитию физической культуры и спорта – модернизация системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

    Одной из проблем, обозначенных в Стратегии, стоящей перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта является продолжающееся ухудшение здоровья населения, в том числе детей.

    Актуальность затронутой проблемы связана, прежде всего, с неблагоприятной тенденцией показателей здоровья дошкольников за последнее десятилетие. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН за 2011-2013 годы, количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 76% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции и грипп. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и аллергические заболевания.

    Наблюдения специалистов показывают, что у 12-15% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30% -35% составляют группу риска по развитию психических нарушений, в числе которых преобладают различные формы неврозов, нарушения сна, невропатии, тяжелая адаптация.

    Таким образом, становится очевидным, что проблема здоровья дошкольников, его сохранения и укрепления, остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

    Неслучайно, ведущей задачей концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной, является  здоровьесбережение и здоровьеформирование ребенка.

    Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка, определяя его высокую чувствительность  к влиянию факторов внешней среды. В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности.

    Результаты мониторинга исходного состояния здоровья детей (2013-2015) в нашем образовательном учреждении показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих воспитанников, значительное сокращение детей с I группой здоровья, что определило необходимость тщательно спланированной системы работы по физкультурно-оздоровительному направлению.

    Распределение детей по группам здоровья

    Группы здоровья

    2014

    2015

    первая

    18%

    17%

    вторая

    78%

    78%

    третья

    4%

    5%

    Таким образом, приоритетными организационно-управленческими условиями создания системы по физкультурно-оздоровительному направлению в нашем образовательном учреждении становятся:

    1. Совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды образовательного учреждения;
    2. Повышение квалификации педагогов и их инновационного потенциала в области физического развития дошкольников;
    3. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами в области физического развития дошкольников.
    4. Оценка качества здоровьесберегающего сопровождения ребенка в образовательном учреждении методом диагностики.

    Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 определило следующие направления в организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования:

    - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности;

    - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.

    Поэтому, перед коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей наиболее важным и актуальным направлением в работе стало создание и совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды.

    Нормативные документы, регламентирующие организацию развивающей предметно-пространственной среды

    При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    • Конвенция о правах ребенка. 1989.ООН;
    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015);
    • Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

    № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009№ 1101-р

    «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г»;

    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
    • Письмо Министерства образованияРоссийской Федерации от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
    • Приказ Министерства образованияРоссийской Федерации от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

    Раздел 3.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО

    В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования  развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:

    - содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические),соответствующие материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые  и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;

    - трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

    - полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

    -вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.

    - доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

    - безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как СанПиН и Правила пожарной безопасности.

    Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

    Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

    В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

    При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

    Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    1.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    • физические риски
    • психологические риски
    • нравственные риски

    2.  Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития  ребенка.

             3. Принцип соответствия

    • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
    • индивидуальным особенностям
    • специальным особенностям ребенка.

    Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования развивающей среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

    Организация двигательной развивающей среды в ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга

    Физическая активность -  важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих областей дошкольного образования. Она способствует формированию самостоятельности и инициативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту детей.

    Профессиональный подход в организации развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения является важным условием для создания оптимального режима двигательной активности дошкольников разных возрастных групп. Необходимо, чтобы обстановка группы и оснащение участка давали избыточные возможности для разнообразных движений.

    Так, в нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют:

    -  групповые комнаты, в которых созданы центры «Физического развития» для совершенствования двигательных навыков;

    - оборудованы физкультурный и музыкальный залы;

    - спортивная площадка;

    - кабинет учителя-логопеда для работы логопункта;

    - «Морская комната» для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;

    - медицинский кабинет.

    Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области

     «Физическое развитие» (младший возраст)

    Задачи

    ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО

    Пособия

    (в т. ч. нетрадиционные)

    Количество

    Дидактические материалы

    Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

    мячи резиновые  разных размеров

    по 2 каждого размера

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    мячи  фитбольные

    2

    набор мягких модулей

    1

    обруч  малый пластмассовый

    2

     дуги для подлезания и проползания

    2

     мини-горка

    1

    мягкая «кочка» с массажной поверхностью

    6

    гимнастическая скамейка

    1

    каталки на палочке

    6

     пирамиды с кольцами

    4

    кольцеброс

    1

    машины-двигатели

    2

    Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

    скакалки

    3

    Мозаика крупная, конструкторы объемные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами игры с прищепками и т.п.

     обручи малые платмассовые

    2

     дуги для подлезания и проползания

    2

     султанчики, флажки, погремушки цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ

    по 2 на ребенка

     оборудование для спрыгивания

    1

     бильбоке

    4

     шнуры

    1

     бруски

    4

    подвески в воздушном пространстве для

    прыжков

    1

    веревка с палочками на концах  для игры «Кто быстрее»

    1

    «салютики» для бросания, метания

    6

    мешочки для метания

    2

     лестница для перешагивания и перепрыгивания

    1

     качалки

    4

    кольцеброс

    1

    тоннель

    1

    набор разноцветных кеглей

    1

    неваляшки

    4

    машины-двигатели

    2

    Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

    куклы-спортсмены

    Иллюстративный материал «Виды спорта»

    Овладение подвижными играми с правилами

    мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм и т.д.

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

    мини-горка, кольцеброс, движущиеся игрушки

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

    мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок, подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, куклы-спортсмены, доктор

    Настольно-печатные, дидактические  игры типа «Здоровье», «Подбери зубную щетку», «Что нужно для уборки», «Что нужно для умывания», «Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Какое настроение у человечка»

    Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области

     «Физическое развитие» (старший возраст)

    Задачи

    ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО  

    Пособия

    (в т. ч. нетрадиционные)

    Количество

    Дидактические материалы

    Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

    мячи резиновые  разных размеров

    по 4 каждого размера

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    мячи  фитбольные

    2

    набор мягких модулей

    1

    обруч  средний, малый

    по 5 каждого размера

     дуги для подлезания и проползания

    2

    гимнастическая скамейка

    1

    экспандер

    4

    кольцеброс

    2

    Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

    скакалки

    5

    Мозаика мелкая, конструкторы, в т.ч. объемные, шнуровки, схемы упражнений  и т.п.

     обручи плоские

    8-9

     дуги для подлезания и проползания

    2

     султанчики, флажки, цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ

    по 2 на ребенка

     оборудование для спрыгивания

    1

     бильбоке

    4

     шнуры

    1

     бруски

    4

    подвески в воздушном пространстве для

    прыжков в высоту

    1

    веревка с палочками на концах  для игры «Кто быстрее»

    1

    «салютики» для бросания, метания

    12

    мешочки для метания

    6-12

     лестница для перешагивания и перепрыгивания

    1

     канат

    1

    палка гимнастическая

    5

    мишени настенные

    2-3

    тоннель

    1

    гимнастческая доска

    1

    мини-гольф

    2

    городки

    2

    летающая тарелка

    2

    воздушный змей

    1

    кольцеброс

    2

    набор разноцветных кеглей

    1

    Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

    куклы-спортсмены, боксерские наборы, клюшки и шайбы, лыжи, велосипеды, набор для бадминтона, минигольф, набор для тенниса, мини-футбол, мини-хоккей

    Иллюстративный материал «Виды спорта», « Спорт и спортсмены»,

    «Олимпийские виды спорта»,дидактические игры «Четвертый лишний», «Олимпийские кольца», «Виды спорта», «Замри», «Подбери спортивный инвентарь», «Зооспорт»,«Разноцветные цепочки»

    Альбом «Олимпийские виды спорта»

    «Зимние и летние виды спорта», образовательный проект «Встречаем Олимпиаду «Сочи 2014»»

    Овладение подвижными играми с правилами

    мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм, дартс и т.д.

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

    кольцеброс, движущиеся игрушки, игровое оборудование с горкой

    Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

    Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

    мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок,«Полосатики»( трубочки для массажа), «Веселые карандашики» (развитие моторики, массаж кистей)

    подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, рукавицы для тактильного массажа, пособие для проведения  глазной гимнастики «Часики», «Помоги божьей коровке добраться до цветка» и др.

     куклы-спортсмены, доктор

    Настольно-печатные, дидактические игры типа «Здоровье», «Составь портрет», «Кто что ел?», «Полезно-вредно»

    «Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Мое настроение»

    Варианты оформления развивающей предметно-пространственной среды центров «Физического развития» в группе см. Приложение 1

    Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды

    в физкультурном залев соответствии с ФГОС ДО

    Задачи

    ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО  

    Оборудование

    (в т. ч. нетрадиционные пособия)

    Развитие физических качеств -  координации гибкости и др.

    Тренажеры:

    • Тренажерно-информационная система «ТИСА»
    • Комплекс детских тренажеров
    • Велотренажеры
    • Фитболы

    Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

    Для ходьбы, бега, равновесия:

    • Гимнастические скамейки  
    • Наклонные доски
    • Дорожки здоровья
    • Массажные и колючие коврики
    • Мешочки с песком
    • Дорожка – модуль
    • Скакалка - косичка
    • Конусы и ориентиры
    • Разновысокие кубики
    • Секундомер

    Для прыжков:

    • Стойки с рейками
    • Скакалки разной длины
    • Мягкие маты
    • Игрушки на веревочке

    Для метания, бросания, ловли:

    • Мячи разного размера
    • Мячи набивные
    • Диски для метания
    • Набор кеглей с мячом
    • Кольцебросы
    • Кольца мягкие и плоские
    • «Дартс» с шариками

    Для ползания и лазания:

    • Гимнастическая стенка
    • Воротики  дляподлезания
    • Мягкие модули

    Для общеразвивающих  упражнений:

    • Гимнастические палки
    • Обручи разной величины
    • Султанчики для упражнений
    • Ленты на колечках
    • Разноцветные флажки
    • Гантели разного веса

    Нетрадиционное оборудование

    • Для развития ловкости и мелкой моторики  - « бильбоке», «серсо», моталочки, клубочки.
    • Для бросков –  «ракеты», шарики с хвостиками и липучками.
    • Для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания -  кубики разной

     величины, барьерчики  и дорожка  из разноцветных рулонов,  следы на веревочках, скакалка «радуга», косичка.

    • Для гимнастики и общеразвивающих упражнений - гимнастические коврики, султанчики, ленты на колечках и 2-х метровые ленты на палочках, флажки и др
    • Воротики, «лесенка-чудесенка» из рулонов для  пролезания.

    Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

    Атрибуты для спортивных игр:

    • Мячи - футбольный, волейбольный, баскетбольный
    • Волейбольная сетка
    • Ракетки и воланы для бадминтона
    • Городки
    • Клюшки, шайбы
    • Ворота
    • Баскетбольное кольцо
    • Лыжи
    • Набор для гольфа
    • Набор для тенниса

    Овладение подвижными играми с правилами

    мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм, дартс, парашют, карусель и т.д.

    Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

    Игровые комплексы:

    • Горка
    • Сухой бассейн

    Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

    Нетрадиционное оборудование

    • Для дыхательной гимнастики  –  «облака с дождиком», «цветочки с бабочками»,  «деревья», «листики» из бумаги и пленки.
    • Корригирующая  стенка «Робот» - для укрепления осанки.
    • Атрибуты для профилактики плоскостопия - колючая дорожка,

     платочки, «червячки», массажные палочки и  дорожки из крышек и с разным наполнителем,

    • Для глазной гимнастики  – рисунок - аппликация на стене.

    Дидактические материалы для использования в работе с дошкольниками

    инструктором по физической культуре

    Иллюстрации, схемы, пиктограммы

    Пособия и игры с валеологическим  содержанием

    Дидактические и развивающие  игры

    Пособия для закаливания и оздоровления

    Карточки – схемы

    Демонстрационный материал по безопасности

    Магнитофон

    Фонотеки, презентации

    Пальчиковая и глазная гимнастика

    Картотеки подвижных игр

    Картотеки утренней гимнастики по (возрастам)

     «Школа мяча» картотека игр с элементами спорт. игр

    Информационное оснащение по корригирующей гимнастике

    Организация двигательной развивающей среды на участке образовательного учреждения

    Участок детского сада создан с  учетом возможности организации такого вида деятельности дошкольников, как физическая активность (бег, лазанье,прыганье, катание, проведение подвижных и спортивных игр и пр.).  

    Активное свободное движение является, с одной стороны, важной потребностью дошкольников, а с другой – формой их физического развития, формирования активности, самостоятельности.

    Вся территория участка разбита на несколько площадок, оснащенных горками сооружениями для лазанья, игровыми комплексами для двигательной активности детей, пространством для проведения подвижных и спортивных игр и спортивную площадку.

    Физкультурное  оборудование на спортивной площадке:

    • Спортивный комплекс
    • Беговая дорожка
    • Прыжковая яма
    • Цели для метания
    • Разметка  для бега и прыжков

    Для создания эмоционального благополучия дошкольников коллектив образовательного учреждения активно занимается озеленением и оформлением  территории детского сада.

            

    Раздел 4

    Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами

    Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами (Муниципальное образование муниципальный округ «Гражданка», ГОУ ДОД СДЮСШОР № 1 Калининского района СПб, ГБОУ СОШ № 514 Калининского района СПб) имеет огромное значение для удовлетворения потребности дошкольного образовательного учреждения в создании развивающей предметно-пространственной среды в области физического развития детей.

     Такое плодотворное взаимодействие обеспечивает возможность использования общих спорткомплексов, спортивных площадок, стадионов для проведения соревнований, турслетов, экскурсий спортивной тематики с целью приобщения  дошкольников к физической культуре и спорту.

    Раздел 5

    Результативность деятельности образовательного учреждения в решении задач ФГОС ДО в образовательной области

    «Физическое развитие»

    Результатом эффективной работы педагогического коллектива ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга по всем направлениям образовательной области «Физическое развитие»  являются следующие показатели:

    - сохранение исходного здоровья воспитанников;

    -снижение заболеваемости (по данным мониторинга заболеваемости);

    - Спортивное соревнование дошкольных учреждений округа №18 Калининского района «Веселая капель - 2016» (II место), «Веселая капель - 2016» (II место),

    -Турслет«Осенний марафон 2014»(II место),«Осенний марафон 2015» дошкольных учреждений округа № 18 Калининского района (II место),

    - Спортивное соревнование дошкольных учреждений округа №18 Калининского района «Мама, папа, я – спортивная семья 2016» (II место).

    Список литературы

    1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. -  М.:УЦ «Перспектива», 2012.
    2. КарабановаО.А., АлиеваЭ.Ф., РадионоваО.Р., РабиновичП.Д., МаричЕ.М..

    Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

    1. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014.
    2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой .- СПб.: КАРО, 2014.
    3. Повышение двигательной активности часто болеющих детей в детском саду. Под общ. ред.     М.Е. Верховкиной.- СПб.:  НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012.
    4. Попова М.Н. Навстречу друг другу: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. – СПб.: ЛОИРО, 2004.
    5. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения. Под научной ред.                   В.А. Деркунской .- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Данные рекомендации помогут педагогам понять сущность и принципы построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

    Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО

    В статье изложены нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды, принципы ее конструирования  в соответствии с ФГОС ДО.А так же наполнение развивающей предмет...

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

    Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района СПб.

            Образовательная программа дошкольной организации (Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вид...

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития

    Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ....