Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
    материал на тему

    Хамидуллина Гульнара Рифовна

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей

    Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е организации предметно-пространственной среды.

    Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.

    Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. Например, зона (уголок) сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Развивающая среда наполняется игрушками в течение года (от минимального количества). Цель: обогащение игрового и коммуникативного опыта ребенка постепенно. При внесении новой игрушки ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомство детей с этой игрушкой и обучение взаимодействию с ней (СОВМЕСТНАЯ деятельность воспитателя и детей со словесным сопровождением и обыгрыванием). Должна соблюдаться логичность, последовательность расположения уголков с учетом интеграции образовательных областей.

    Книжный уголок :

    -Самое освещенное место в группе (около окна, или дополнительное освещение – например, бра) ;

    -Стол с однотонной поверхностью (без рисунка, чтобы не отвлекать ещё неустойчивое внимание ребенка от книги) ;

    -2 стула

    -Полочка или выставка для книг, где 2-3 книги на виду (Менять, повторять или чередовать книги через 1-2 недели.) ;

    -Книжки в твердом переплете, желательно звучащие книги;

    -Картинки для рассматривания (выкладывать в соответствии с тематикой, планированием) для совместной деятельности воспитателя с ребенком по таким областям, как коммуникация, чтение художественной литературы, социализация и др.

    Театрализованный уголок:

    -На полу коврик;

    -Фланелеграф;

    -Ширмы;

    -Различные виды театра, с которыми дети УЖЕ знакомы;

    -Маски, шапки только для воспитателя (т. к. ребенок на себе не видит маску или шапку, следовательно, не может принимать на себя данную роль и обыгрывать её) ;

    -Цветовая гамма и образ персонажей должна соответствовать реальности (волк - серый, лиса – рыжая) ;-

    -Нагрудники, фартуки с героями (ролями) .

    Уголок ряженья:

    -зеркало, рядом сундучок с атрибутами.

    Физкультурный уголок:

    -корзина с мячами

    - воротики (для перешагивания)

    - кегли

    - разноцветные флажки, ленточки-султанчики

    - легкие поролоновые шарики для метания вдаль

    - большие и теннисные мячи

    - мешочки с песком для упражнений на равновесие

    Уголок рисования

    - хохломской стол и матрешка (первые представления о народном творчестве) или рулон (кусок) обоев. Рисовальные принадлежности (выдаются) .

    Музыкальный уголок:

    -одна звучащая игрушка (погремушка, барабан и т. д.)

    Уголок экспериментирования, может быть постоянным, может быть вносным.

    -Крышка для закрывания

    -Фартучки

    -Может быть резиновый коврик

    -Лейки, ситечки; всё то, что плавает и то, что тонет

    Пример: прозрачные пластиковые бутылки с водой, закрыты крышкой. Крышка внутри покрашена и при встряхивании бутылки – вода окрашивается (сюрпризный, волшебный момент) .

    Пособия по развитию сенсорики, мелкой моторики (пособия могут чередоваться каждые 1-2 недели, желательно сделанные руками взрослых.

    -Коврики – геометрические, сюжетные;

    -Юбка-коврик, фартук – различные виды шнуровок, застежек, пуговиц, молний, липучек, карманов с сюрпризом и т. д. ;

    -Подушки-пирамидки (4 основных цвета, на липучках) ;

    -Вносной дидактический стол на резинке по периметру;

    -Дидактические кубики (мягкие, из решеток для раковин) ;

    -Звучащие - шумовые игрушки (киндер-яйца на шнурке, пластиковые бутылочки и др.) ;

    Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.)

    В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты

    В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др.

    Всё должно быть убрано в сундучки, коробки, за шторки – уголки обозначаются одним предметом (например, уголок ряженья – зеркало, рядом сундучок с атрибутами) .

    Цель: развитие самостоятельности, поисковой деятельности, наличие возможности для выбора.

    Свободное пространство для двигательной активности (потребность в освоении и наполнении пространства игровыми ситуациями связанными с движением под руководством взрослого – народные подвижные игры, игры с машинками и конструктором и др.) .

    Наличие игрушек в 3-4 экземплярах (т. к. детей 3-го года жизни характерно – упрямство, соперничество, стремление к самостоятельности, капризность, конфликтность) .

    В адаптационный период в группе должно быть представлено 1-2 игровые ситуации (чаепитие, магазин или др., игрушки доступные и понятные детям (в соответствии с опытом детей данного возраста, с которыми всегда можно взаимодействовать. Обилие и перенасыщение развивающей среды – НЕДОПУСТИМО.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО: 4 дидактические куклы 4 основных цветов (к 3 годам вносятся куклы белого и черного цвета) .

    Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Данные рекомендации помогут педагогам понять сущность и принципы построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

    Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития

    Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ....