Работа с детьми и родителями в семейном экологическом центре «Солнечный зайчик»
учебно-методический материал на тему

Рекомендации по работе с детьми и родителями для приобщения к экологической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnechnyy_zaychik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Работа с детьми и родителями в семейном  экологическом центре «Солнечный зайчик»

          Проблема: ни для кого не секрет, что сформировать экологические знания намного легче, чем воспитать бережное отношение к живому. Воспитание человека как экологически направленной личности – труднейшая задача, которую нужно решать без промедления. Для этого, в первую очередь, нужно работать в параллели с родителями, ведь родители являются значимым примером для своего ребенка.

          Идея создания экологического центра родилась давно, но хотелось,  чтобы  этой проблемой заинтересовались, как дети, так и их родители. Сделав необходимую подборку книг, энциклопедий, заметок из журналов на экологические темы, были проведены ряд бесед с детьми. Мной были предложены домашние задания для выполнения совместно с родителями. Таким образом, проблемой заинтересовались, как  дети, так и родители. Семьи, наиболее активно взявшиеся за работу, решили объединиться сначала в группу, а затем возникла идея создания семейного экологического центра. Название центра «Солнечный зайчик» полностью находка детей. Макет солнечного зайчика – неотъемлемый атрибут центра, который присутствует на всех занятиях: подаёт новые идеи, проводит конкурсы, ведёт рубрику в экологической газете.

          Цель: воспитание у дошкольников бережного отношения к природе при активном участии семьи.

          Задачи:

1) сформировать начала экологической культуры дошкольников;

2) использовать новые формы работы с семьей, привлекая родителей к активному участию в жизни детского сада;

3) создать условия для эффективного функционирования семейного экологического центра «Солнечный зайчик».

План действий по реализации

инновационного процесса.

1) Оборудование центра, создание визитной карточки, презентация семейного экологического центра.

2) Создание экологической тропы в «Уголке леса» по следующим разделам:

а) лесная полянка;

б) цветочная полянка;

в) аллея деревьев;

г) грядка лекарственных растений;

д) аллея ароматов.

3) Создание библиотеки, фонотеки, фотовыставки, в экологическом центре, материалы которых будут использоваться воспитателями, родителями, детьми центра:

          Тематика:

а) Солнечный зайчик в чаще леса.

б) Солнечный зайчик отправляется в поход;

в) Звуки природы – послушай их!

г) Стоп, кадр! Остановись мгновение!

4) Оформление наглядной агитации для родителей.

а) Выпуск  экологической газеты «Солнечный зайчик»;

б) Зарисовки  экологических плакатов на тему: «Экологическая тревога». Размещение экологических плакатов в различных точках села (почта, школа, клуб, больница);

5) Организация семейных экскурсий на природу:

весной – посещение «Уголка леса»; лечение деревьев, вывешивание скворечников, слушание аудио записей пения птиц;

осенью и летом – заготовка корма для птиц, сбор лекарственных растений, растений для гербариев;

зимой – подкормка птиц.

6) Создание станции наблюдения за природой. Семейное ведение дневников наблюдений, составление диагностики, анализ.

Изготовление вертушек, самолетиков для определения силы и направления ветра. Консультация и практикум при активном участии  пап.

Кружок «Умелые руки».

7) Мастер – класс по изготовлению скворечника, кормушек из бросового материала. Совместная деятельность детей и родителей в центре.

8) Максимальное использование центра естественнонаучных представлений «Росинка». Проведение опытов с водой, песком, глиной. Запись полученных результатов, диагностика.

9) Семейное изготовление муляжей овощей, фруктов, грибов и карт.

10) Создание и реализация проекта «Подводное царство» при содействии родителей. Проведение «Морского бала»

11) Создание Красной книги в экологическом центре. Создание гербариев, тематических альбомов.

12) Проведение конкурса рисунков, поделок на экологическую тему с последующей выставкой в зале.

          Тема выставки:

«Мама, папа, я – друзья природы навсегда!»

13) Проведение семейных праздников, тематических вечеров на темы:

«Лес чудес»

«Поход – лучший отдых»

«Солнечный зайчик – вот он какой!

 Расскажет о нашей планете большой!»

14) Проведение открытого семейного вечера: «Мы - дети Земли»

15) Экскурсии к водоёму, в поле, лесополосу.

16) Семейная работа в зимнем саду. Посадка комнатных растений, оформление оранжерей, мини – садов в помещениях детского сада. Оформление журнала условных обозначений по уходу за комнатными растениями.

Изготовление наклеек на горшки с информацией об условиях содержания растений.

17) Взаимодействие со школой, библиотекой, Домом культуры (Проведение праздника «День Нептуна»)

18) Совместные с родителями посещения  Зоопарка, краеведческого музея, Планетария.

          В процессе работы семейного экологического центра используются  специальные методы: для работы с детьми и родителями:

1) Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых.

2) Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада.

3) Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей природе.

4) Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, комплексная деятельность включающая наблюдение, одиночные односторонние суждения, любование, действия по уходу.

5) Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями.

6) Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоге).

7) Наблюдения – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе.

8) Просмотр книг, картин.

9) Собрания, семинары, практикумы, мастер  - классы.

Результат сегодня:

          Благодаря целенаправленной работе семейного экологического центра и огромной помощи родителей на сегодняшний день имеем следующие результаты:

1) Создали Красную книгу своего поселка;

2) Выпускаем один раз в квартал экологическую газету «Солнечный зайчик»;

3) Высаживали саженцы в уголок леса детского сада;

4) Ведется наблюдение за степной черепахой, аквариумными рыбками, кроликами, благодаря чему у детей сформированы представление о жизни, среде обитания видовых и поведенческих особенностях этих животных;

5) Организованы семейные экскурсии в лес, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе;

6) Оформлены тематические альбомы: «Подводное царство», «Обитатели леса»;

7) Реализован проект «Подводное царство»;

8) Проводилась выставка рисунков и поделок на экологическую тему;

9) Совместно с сельским Домом культуры проведен «День Нептуна»;

10) Посажены комнатные растения в группе. Оформлен зимний сад, оранжерея;

11) Создана мини- библиотека с подборкой книг, энциклопедий, журналов, рисунков, фотоматериалов на экологическую тему;

12) Изменилось отношение родителей: они не только отзываются на просьбы воспитателей, но во многом сами предлагают помощь в работах по озеленению участка, поддержания в нем чистоты, порядка в оформлении, изготовлении инвентаря для труда детей. Родители часто обращаются к воспитателям и в экологический центр по поводу приобретения комнатных растений, содержания животных, делятся наблюдениями за своими детьми, рассказывают, как помогают им те или иные советы;

13)  Малоактивные семьи стали проявлять себя и принимать участие в конкурсах, выставках, экскурсиях, походах;

14) Кроме того, результаты работы семейного экологического центра имеют социально-нравственную значимость:

Во-первых, это способ укрепления семьи, создание условий при которых семья работает как единая система.

Во-вторых, возрастает уровень таких нравственных качеств у взрослых членов семьи и у их детей как доброта, любовь и бережное отношение к живому, эмоциональность, отзывчивость, трудолюбие, сопереживание, внимательность, взаимопомощь, взаимопонимание.

          Наработками по данной теме могу поделиться на КМО и РМО, а открытые мероприятия внутри детского сада проводились в течение года, конспекты некоторых приложены к моему портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Конспект развивающего занятия с детьми 6-7 лет "Путешествие с солнечным зайчиком"

·        Учить детей умению управлять своим поведением: обучать навыкам саморасслабления, приемам саморегуляции.·        Развивать...

Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...