Семинар-практикум для педагогов
опыты и эксперименты на тему

Пиримова Салихат Гаджирамазановна

«Художественная литература,

 как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov_novyy.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5»

Семинар-практикум для педагогов

«Художественная литература,

 как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Подготовила:

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»
Пиримова Салихат Гаджирамазановна

город Нефтеюганск 2014

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Порядок работы

  1. Различие понятий  «гендерного воспитания» и «полового воспитания»
  2. Реализация гендерного подхода в совместной деятельности педагога с детьми.
  3. Роль художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
  4. Обмен мнениями на тему: «Какие гендерные уроки преподносят детям народные сказки?»
  5. Мозговой штурм «Анализ произведений детской художественной литературы с точки зрения использования для гендерного воспитания»
  6. Система работы  по изучению художественной литературы в контексте гендерного воспитания.
  7. Подведение итогов

     

  1. Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?
         
    Обобщение: половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего, физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы должны принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине. Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой    принадлежности.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
     Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Вопрос для педагогов: какие вы знаете  гендерные типы?

Обобщение: маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный гендерные типы.(презентация)

Маскулинный гендерный тип: ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип: предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу  и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

Андрогинный гендерный тип: свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

Недеффиринцированный гендерный тип: отвергает и мужской и женский стиль поведения, не способен ориентироваться  в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

 Вопрос  педагогам: Можете ли вы, зная типы, соотнести каждый с конкретным ребенком?(высказывания педагогов)

  1. Как вы считаете, каков предполагаемый результат работы по  гендерному  воспитанию дошкольников? (мнения записываются на доске)

Обобщение: 

во-первых, способствовать гендерному самоопределению, т.е. сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола; во-вторых, воспитывать у детей правильное полоролевое поведение; в-третьих, способствовать гендерной социализации детей.

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
     Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ, мы,  педагоги ставим следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
      3.   Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать художественная литература.

      Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социального опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, сказки как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.

  1. Как вы считаете, какова роль народных сказок при гендерном подходе? (Обмен мнениями )

Примерные вопросы:

1. Чему учат народные сказки девочек?

2. Чему учат народные сказки мальчиков?

3. Каковы возможности народных сказок в плане трансляции гендерных идеалов?

Для  обсуждения выбирается две сказки и проводится сравнительный анализ народных сказок.

Примерная схема анализа.

1. О чем эти сказки?

2. Что в них показалось вам необычным?

3. Насколько типично поведение мужских и женских героев этих сказок? В чем именно заключается их стереотипное и нестереотипное поведение?

4. Какими личностными чертами обладают главные персонажи? Какие преимущества они им дают? Где и когда мешают?

5. Что, на ваш взгляд, ценного в этих сказках?

   

     5.          Мозговой штурм «Анализ произведений детской художественной литературы с точки зрения их использования для гендерного воспитания». Педагоги делятся на три группы.

Идеалы мужественности

Идеалы женственности

Дружная и счастливая семья

Художественная литература

Первая группа называет произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать), вторая – в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать), третья направлена на формирование представлений о дружной и счастливой семье  (обосновать).  Называют по очереди. Победит та команда, которая больше назовет произведений.
          6.         Система работы  по изучению художественной литературы в контексте гендерного воспитания.
 

Обобщение:   Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области подбирается художественная литература, рекомендованная для дошкольников, которую можно разделить на две группы: про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин). Такое разделение дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня развития детей, добавляя или убирая те или иные произведения. Таким образом, художественная литература может выступить инструментом гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.

      7. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума
- Обоснуйте необходимость гендерного воспитания детей.

- В чем именно заключается роль детской художественной литературы в процессе личностного развития ребенка с позиций гендерной социализации?
     Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....