«Мы вместе!»
проект (подготовительная группа) на тему

Пищальникова Оксана Анатольевна

Культурно-ценностный проект по воспитанию основ толерантной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370» города Перми

                                                                                                           

                                                                                                             Утверждаю_____________

Заведующий МАДОУ №370

                                                                                        Шапко О.А.

ПРОЕКТ

 «Мы  вместе!»

Подготовительная группа №11

На 2014-2015 г.

                                                                          Руководитель:

                                                                                                            Воспитатель

   Пищальникова Оксана Анатольевна

                                                               

                                                                            Согласовано__________

                                                                                       Зам. Зав. по ВМР Козина Н.Н.

Пермь 2014

                                                                                                           

  1. Информационная часть проекта
  1. . Название проекта: «Мы вместе!»

            1.2. Тип проекта: культурно-ценностный.               

            1.3.  Продолжительность: с октября 2014 по май 2015 года.

 1.4. Участники и партнеры проекта: дети, воспитатель, родители        подготовительной группы №11.

 1.5. Руководитель проекта: Пищальникова Оксана Анатольевна.

  1. Содержательная часть проекта

 Актуальность проекта

Дошкольное детство является очень важным возрастным этапом, когда закладываются основы личности: развиваются когнитивные способности, формируются нравственные установки и ценностные ориентации, начинается социализация. К сожалению, сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость, в том числе культурный эгоизм так же и в детской среде. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Так же актуальность данной тематики прописана в задачах ФГОС ДО к образовательным областям:

  • Приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формировать представление о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
  • Формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств.

В данном проекте хотелось бы раскрыть то понимание толерантности, которое предусматривает с одной стороны, позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, способность к самопознанию, с другой — активное  отношение к другим, уважение иных взглядов, мнений.

В проекте этническая толерантность рассматривается как позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам.

Цель проекта: Способствовать формированию у детей и родителей основы толерантной культуры.

Задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.

2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.

3. Познакомить с национальными традициями, культурой разных стран.

4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность.

Ожидаемые результаты

• В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

• У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

• Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

Описание проекта

Проект реализуется в три этапа.

Подготовительный этап (сентябрь 2014)

1. Изучение предметной среды по теме проекта.

2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

3. Информирование родителей о проектной деятельности.

4.Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.

Этап реализации проекта (с октября 2014 по апрель 2015)

1 . Реализация запланированных мероприятий.

Перспективный план

Месяц

Тема

Цель

1

Октябрь

«Россия - страна, в которой мы живем»

  1. Расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать представление о том, что наша огромная многонациональная страна называется Российской Федерацией (Россия). Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Познакомить с символикой государства, мелодией гимна.

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свою страну, знакомить  с народной культурой.

  1.  Знакомство детей с народным творчеством и рукоделием. Рассказать детям о том, что такое

«рушник». Вышитое полотно всегда было непременным атрибутом народного быта, традиционным украшением жилища. Ни один праздник в древние времена не происходил без рушников или вышитых полотенец.

Рисование «Рушник»

Цель: воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Упражнять в создании контура простым карандашом и аккуратном закрашивании.

2

Ноябрь

Эстония

  1. Познакомить  с символикой, архитектурой Эстонии. Рассказать о  народных праздниках; познакомить с народными традициями и обычаями.

Цель: формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой страны.

  1. Пазл эстонской вышивки.

 Цель: познакомить с народным творчеством Эстонии, развивать мышление, образную память.

3

Декабрь

Азербайджан

  1. Познакомить  с символикой, архитектурой Азербайджана. Рассказать о  национальных костюмах, праздниках; познакомить с народными музыкальными инструментами, традициями и обычаями. Цель: формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой страны, вызывать интерес к культуре других народов.
  2. Познакомить с элементом национальных  орнаментов  Азербайджана – «Бута». Рисование «Бута»

4

Январь

Китай

  1. Познакомить  с символикой, архитектурой Китая. Рассказать о  национальных праздниках; познакомить с народными традициями и обычаями. Цель: формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой страны.
  2. Складываем оригами.

Цель:  Развивать детскую фантазию и воображение во время работы. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

5

Февраль

Шотландия

  1. Познакомить  с символикой, архитектурой Шотландии. Познакомить с народными традициями и обычаями, музыкальными инструментами, национальными костюмами. Цель: Формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой страны.
  2. Рассказать о неофициальном символе Шотландии – чертополохе. Рисуем чертополох.  Цель : развивать воображение, эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

6

Март

Индия

  1. Познакомить  с символикой, архитектурой Индии. Познакомить с народными традициями и обычаями, музыкальными инструментами, национальными костюмами. Цель: формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой страны.
  2. Рассказ о национальном символе Индии – лотос. Изготовление лотоса. Цель:

7

Апрель

Малые народы Севера

  1. 1.        Познакомить с народными традициями и обычаями, музыкальными инструментами, национальными костюмами народов крайнего Севера.  Цель: Формировать уважительное отношение к людям, обычаям другой этнической культуры.
  2. Рисуем Ярангу.  Цель: Даем представление детям об устройстве жилища на Севере. Развиваем воображение, творческие способности.

8

Май

Неделя  доброты

Копилка добрых дел

Предметно – пространственная образовательная среда в группе

  • Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях.
  •  Создание в группе библиотеки произведений литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
  • Картотека подвижных игр разных народов.
  • Картотека сказок народов мира.
  • Дидактические игры:
  1. «Назови ласково»
  2. «Угадай дом»
  3. «Подбери национальный костюм»
  • Изготовление тематических  альбомов «Вокруг света», «Дружим всей планетой»
  • Мини музеи
  1. Мини музей «Русская изба» предметы быта, предметы народно-прикладного искусства и т.д.
  2. Мини музей «Куклы в национальных нарядах»
  3. Мини музей «Народы Севера»
  • Подбор музыкальных произведений композиторов мира
  • Карта мира, глобус
  • Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Путешествуем по России», «Путешествие за рубеж», «Готовимся к встрече друзей»
  • Развитие речи. Составление рассказов на тему «Ты мне нравишься, потому что… », «Дружить - это значит…», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший», «Я хочу подружиться с… ». «Каким я буду, когда вырасту»,
  • Беседы
  1. «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи.
  2.  «С чего начинается Родина? »
  • Работа с родителями

1.        Консультация на тему «Что такое толерантность»

2.        Консультация на тему ««Зачем нужны традиции? »

3.        Консультация «Психологическое здоровье ребенка»

4.        Консультации для родителей «Чему мы учимся друг у друга?»

5.        Участие в организации мини музеев (подбор экспонатов)

Заключительный этап (вторая половина мая)

Подведение итогов. Диагностировать какими знаниями  умениями овладели дети, как изменилась предметная среда, какие изменения произошли во взаимоотношениях между детьми и между детьми и родителями.

Практическая значимость  

Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Белянкова Н.  О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия // Дошкольное воспитание, №4, 2014
  2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М.: Ростов н/Д, 2004
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М.: Академия, 2002
  4. Ежкова Н. Поликультурное образование дошкольников // Дошкольное воспитание, №6, 2014
  5. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006
  6. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. - М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...