Главные вкладки

    «По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
    статья по теме

     

    Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здоровыми и интеллектуально-развитыми, но и свободными людьми, которые обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся к другим, способны на свой выбор и принимают мнение окружающих.

     В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут  полноценно развиваться  личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

     Поэтому цель моей педагогической деятельности: воспитание неповторимой индивидуальной личности каждого ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Samoanaliz_kosenkovoy_1.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    «По жизни вместе мы с детьми идём,
    партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них,
    а дети – у меня
    и вместе мы большая дошкольная семья».

    Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здоровыми и интеллектуально-развитыми, но и свободными людьми, которые обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся к другим, способны на свой выбор и принимают мнение окружающих.

     В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут  полноценно развиваться  личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

     Поэтому цель моей педагогической деятельности: воспитание неповторимой индивидуальной личности каждого ребенка.

    Осуществлению личностно – ориентированного подхода к детям – трудная работа, она требует и терпения, и известного напряжения, и бесконечных творческих поисков, но все же, если она является стержнем общего воспитательного процесса, то многое удается предусмотреть, чтобы не дать возможности развиться каких-либо отрицательных качеств личности ребенка.

    Поэтому в своей педагогической деятельности я определила самые необходимые,  по-моему мнению, педагогические принципы:

    1. Все дети талантливы. Развитие их способностей зависит от твоего мастерства.
    2. Ребёнок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
    3. Создавай ситуацию успеха! Не бойся хвалить детей!
    4. Не вынуждай ребёнка чувствовать неравенство, общайся с ним «глаза в глаза».
    5. Не утрать в себе ребёнка - смейся, пой, танцуй, играй вместе с ним.
    6. Протяни руку помощи! Не бывает виноватых детей, бывают нуждающиеся в помощи.
    7. Не бойся ошибаться - бойся повторять ошибки.
    8. Никогда не переставай учиться!

    Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда взаимодействие и общение происходит на «равных». Во всех видах деятельности иду от возможностей детей, открывая широкий путь игре.

    В группе организовала новую  игру - «Школа вежливости», где дети учатся правилам речевого этикета в различных ситуациях. Каждое утро, перед завтраком мы собираемся  в круг и желаем друг другу приятного аппетита. Для этого нужно смотреть в глаза своему соседу и называя его по имени пожелать приятного аппетита (или пожелать хорошего настроения и так по цепочке, по кругу). Это способствует удовлетворению потребности дошкольников в личностном общении со сверстниками.  

    Мои воспитанники умеют:

    1. чувствовать и понимать друг друга,
    1. повысилась самооценка детей, их уверенность в себе,
    2. развито творческое воображение, индивидуальное самовыражение,
    3. они любознательны и наблюдательны.    

    Все организованные виды деятельности провожу только небольшими подгруппами, что позволяет уделить больше внимание каждому ребенку в отдельности. Не навязываю детям свои представления на занятиях, а создаю условия для высказывания своих представлений. Потому что, детям интереснее не узнать, а догадаться, не получить ответ, а использовать свой вопрос и повод для создания интересных ситуаций общения. Основной путь к освоению детьми умений и знаний даю не через объяснения, а через полуобъяснения, загадки, намеки, образы.  «Возрождение детства начинается  с ожидания возможного», - у меня нет цели относительно детей, у меня есть ожидания.  В работе с детьми использую проектный метод, который является одним  из технологий личностно-ориентированного подхода в работе с детьми, что стимулирует детскую любознательность и активность. Система в работе решает задачи обучения, развития и воспитания детей, что подготавливает их к дальнейшему успешному обучению в школе. Из 25 моих воспитанников – с высоким уровнем готовности к школьному обучению 55,5%, с достаточным – 43,5%. В сравнении с городскими показателями: высокий – 54,3%, достаточный – 40,5%.

      Осуществить личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольников может только по-настоящему любящий детей педагог, являющийся сам личностью и способный творчески преобразовать предметно-развивающую среду с целью создания условий для развития каждого отдельного ребенка, как субъекта познания и деятельности.

     Вся группа поделена на мини-центры, которые предназначены для обеспечения разнообразной деятельности детей:

    1. Центр экспериментирования  ( здесь есть все необходимое оборудование, с помощью которого дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы) и сенсорного развития (обеспечивает ребенку богатство сенсорных впечатлений, материал подобран с учетом разнообразия цвета, формы, величины, свойства и качества, который служит источником знаний о мире).
    2. Игровой центр (удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции) и уголок уединения (мягкая мебель выполняет функцию уголка релаксации,  здесь дети могут просто полежать, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей).
    3. Центр творчества (состоит из «доски творчества», на которой закрепляются сменяющиеся рулоны белой бумаги или обоев, где ребенок имеет возможность по своему желанию «творить» гуашью, фломастером, маркером, пальцем, а иногда и всей ладошкой. Считаю, что занятия в этом центре стимулируют творческое развитие ребенка,  развивая воображение и фантазию) и театр (где разместила маски, атрибуты для ряженья, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры - занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Развиваю у малышей положительные эмоции,  способность к подражанию).
    4. Уголок природы, в котором ребята ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом, ведут календарь погоды. Приобретённые экологические знания  помогают детям осмыслить, что рядом находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть они сами.

    Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития индивидуальной личности  ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками.

    Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания индивидуальной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительнию.  В группе имеется спортивный уголок, где дети могут играть и закреплять различные движения.

    Работу по здоровьесбережению детей осуществляю согласно авторской программе «Здоровый малыш», которая была отмечена серебряной медалью на Всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети». Вместе  с руководителем по физической культуре разработала «модель двигательной активности детей вне занятий».  

    В течение дня провожу с детьми игры разной двигательной активности, применяю закаливающие и оздоровительные мероприятия. Например, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, прогулки. Совместно с родителями организуем экскурсии, походы, развлечения, проведение которых стало традицией.

     В результате целенаправленной работы эффективность оздоровления   составила: 2009 год – 83% (город 71%), 2010 год – 96% (город 68%). Разработанный мною комплекс оздоровительных мероприятий был представлен в системе работы ДОУ на областном конкурсе «Детский сад года Новосибирской области – 2009», где детский сад «Алёнушка» занял первое место в номинации «Система здоровьесбережения в ДОУ».

    Путь изучения личностных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

     Поэтому, для установления партнерских отношений с семьями воспитанников, опираюсь на принцип единства взаимодействия: родители – ребенок – педагог.  

    Одной из результативных  форм явилась организация   «Клуба любящих родителей» в 2008 году. 

    Основные направления деятельности клуба:

    1. оказание  педагогической помощи родителям воспитанников,
    2. пропаганда положительного опыта семейного воспитания,
    3. повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

    Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

    1. созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами,
    2. активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей,
    3. повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей,
    4. Обобщению опыта семейного воспитания.

    Работая с родителями и изучая литературу по семейному воспитанию, пришла к выводу, что сегодня очень велика роль отца в воспитании ребенка. Психологи говорят, что проблемные дети в процентном соотношении чаще воспитываются именно матерями-одиночками, тогда как воспитание надзором отцов-одиночек дает куда лучший результат. Важная роль отцовства не ставилась под сомнение на протяжении веков. Не пора ли нашим мужчинам, да и всему обществу, вернуться к истокам этого аспекта.

    Данная проблема нашла отражение в  моем проекте «Роль отца в воспитании ребенка». Опыт работы по теме «Повышение роли отца в семье» обобщен и представлен на районной творческой площадки «Содружество» в 2010 году.

    Работа в данном направлении помогла упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми, а также установить доверительные отношения между воспитателями и родителями. Повысилась  эффективность их взаимодействия; активность членов семьи в участии в педагогическом процессе. Создано детско–взрослое сообщество. Это в свою очередь, способствовало улучшению микроклимата как в группе, так и дома. Родители  являются активными участниками праздников, выставок, конкурсов, разного уровня:  

    - 2009 г. Всероссийский конкурс семейной фотографии «Не стоит семья на месте – 10 лет с программой вместе» по программе «Разговор о правильном питании».

    - 2008 г. 1 место в районном конкурсе «Лучшая на свете мамочка моя», Клинг Ольга.

    - 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Традиции нашей семьи», Кобелев Влад.

    - 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Семейная летопись», Шахматов Егор.

    - 2009 г. 1 место в районном конкурсе «Всегда готов к Чрезвычайной ситуации», в номинации «Изобразительное искусство», за работу «Пожар на заводе», Зиновьев Александр.

    - 2009 г. диплом за участие в районных краеведческих чтениях «Семьёю держится Россия», Шахматов Егор.

    - 2008г. участие в ярмарке «Осенние дары» в ДОУ.

    - 2008 - 2010гг. 1 место в конкурсе «Лучший зимний участок ДОУ».

    - 2010 г. 1 место в конкурс «Новогодней семейной игрушки».

     Опыт работы в этом направлении распространен  на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети», 2009 год, где проект «Взаимодействие детского сада и семьи» был отмечен дипломом.

    Опыт  на тему «Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода к воспитанию» распространен на региональной научно-практической конференции «Психологическое здоровье как условие самореализации личности», 2008 год, в сборнике научно-методических трудов НИПКиПРО «Тенденция развития современного образования: новый взгляд», 2010 год.

    Восточная мудрость гласит: «Воспитатель - тот же садовник». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

    Дети активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Надо видеть себя в них, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому. Так пусть же я буду  всегда  молодой душой, неугомонной и азартной, чтобы каждый день меня утром встречали, а вечером провожали искренние, чистые детские глаза, а на протяжении дня звенел детский радостный смех. Это лучшая для меня награда.

    4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект семинара с элементами тренинга для педагогов "Учимся понимать друг друга"

    Работа с педагогами в детском саду является одним из направлений в работе педагога-психолога. Данный семинар был проведен с целью формирования доверительных взаимоотношений в коллективе....

    Детско-родительское тренинговое занятие "Вместе играем, друг-друга понимаем! "

    Данное занятие предназначено для того, чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком и улучшения эмоциональной обстановки в семье. Может использоваться в работе педагога ...

    Тренинг взаимодействия родителей и детей "Учимся понимать друг друга"

    Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны измен...

    Учим детей понимать друг друга.

    Коротко о там как научить дедей общению и находить друзей....

    Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А

    Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

    Совместное занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно и говорить друг другу комплименты»

    Задачи занятия:• Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;• Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су...

    Конспект НОД по развитию речи «Описание детьми внешнего вида друг друга» (Тропинки)

    Приоритетная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевоеТип: интегрированноеВозраст детей: 4-5 летФормы непрерывной образовательной ...