Психологические вопросы игры
консультация на тему

Белова Елена Михайловна

Общая характеристика игровой деятельности. Влияние игры на общее психическое развитие ребёнка. Игрушка как средство психического развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологические вопросы игры20.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ   ИГРЫ  ДОШКОЛЬНИКА

Общая характеристика игровой деятельности

    Мы помним о том, что в раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

    В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, бо'льшую часть времени проводит в развлекающих его играх, игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

    Собственно игровое действие будет происходить тогда, тогда когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующая знаковая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем например, с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», – обычная реакция ребёнка.

    В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Влияние игры на общее психическое развитие ребёнка

   Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процесс-сов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях   лабораторных   опытов.  Сознательная цель (сосредоточить внимание, запом-

нить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребёнок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

    Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

    В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

    Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения, в игровой деятельности ребёнок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Всё это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, также как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своём воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

    Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

    Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, а не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребёнка к нему. У дошкольника появляется желание учиться  и складываются первоначальные умения.

    В игре ребёнок постегает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

    Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближённости предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещающего предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет – его знак – его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.

    Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребёнка умения свободно обращаться с предметами и использовать их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

    Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. 

    Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

    Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролёр – развивает спо-собность соотносить своё поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

Игрушка  как  средство  психического  развития  ребёнка

    Игрушка возникает в истории развития человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

    В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

    В раннем возрасте ребёнок получает так называемые автодидактические игрушки (матрёшки, пирамидки и др.), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребёнок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

    В этом же возрасте он получает много игрушек – заместителей разных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. через подобные игрушки ребёнок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

    Игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам. Он познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

    Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, верёвочки и др.). и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и др.). Взрослый подсказывает ребёнку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

    Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Выступая в качестве заместителей многих предметов, они помогают ребёнку уже в трёхлетнем возрасте овладеть действиями замещения.

    Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребёнок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит её в коляске, кладёт в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребёнку куклу или игрушечную зверушку как объект для эмоционального общения. Ребёнок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех её кукольных перипетиях, которые ребёнок сам создаёт в своём воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребёнок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.

    Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребёнка. Благодаря воле и воображению ребёнка, она «ведёт себя» исключительно так, как это нужно в данный момент её хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.  Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребёнка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка – партнёр в общении во всех его проявлениях. У каждого ребёнка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

    Куклы – копии человека, имеют разное предназначение в игре.

    У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамлённые длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно роскошные волосы. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.

    У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определённые человеческие качества – наивность, глупость, озорство и т.д. Эти куклы несут в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети.

    Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т.д. – также имеют характерную внешность (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но помимо этого они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого поведения. Благодаря тому, что куклы – герои сказок являются для ребёнка эталонами нравственного облика, он сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы – герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками.

     Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»

К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от...

Психологическая мини-игра для педагогов "Творим, играя!"

Цель игры:  расширить профессиональное самопознание, диапазон творческих и личностных способностей. Задачи: - развитие навыков креативного мышления;- формирование коммуникативных навык...

Вопросы игры-викторины "Госпожа Пчела"

Вопросы игры-викторины "Госпожа Пчела"...

Психологический практикум «Играем дома - развлечение и развитие»

Игровой материал предназначен для установления и развития продуктивных отношений и взаимодействия родителя с ребеноком....

Игра - это серьезно: психологическое значение игры для детей

Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются пра...

Мастер – класс: психологическая мини-игра для педагогов «Творим, играя!»

Мастер – класс:психологическая мини-игра для педагогов«Творим, играя!»...