Рабочая программа воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности
рабочая программа (старшая группа) на тему

Сухих Наталья Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

   Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитателя

 в старшей группе компенсирующей направленности

(МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» на 2014-2015 учебный год)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

   Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

   

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Концепцией дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

   Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

   Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

   Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

   Основой для разработки данной учебной программы явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. (М., 2005), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. (М., 2004)

   Региональный компонент ГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Наш город. Наше село», «Деревья и кустарники», «Перелетные и зимующие птицы», «Животные  жарких и холодных стран».

Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

2. Развитие элементарных математических представлений.

 

   Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

   В  процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР решаются следующие задачи:

1.   Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2.  Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

   В основу программы  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1.  Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2.  Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3.   Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4.  Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

   Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые  СанПин (2010) В соответствии с СанПин продолжительность занятий детей 5-го года жизни 20 минут. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. В старшей группе 12 занятий в неделю по 20 минут.

   На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

   В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

   Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

   Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной, промежуточной, итоговой, обработки и анализа  полученных результатов.

   Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

   Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния впоследствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.

   В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт детей с ЗПР, среднего возраста; диагностические методики;  список средств обучения: учебно-наглядные пособия,  перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

Раздел программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»

Пояснительная записка:

При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программа включает следующие основные разделы:

1.  Родная природа  

2.  Растения  

3. Животные

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

5. Знакомство с ближайшим окружением  

6. Развитие связной речи  

 

Основными задачами являются:

 формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

 накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

 формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.

 повышение уровня сенсорного и умственного развития;

 обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Занятия должны стать одним из эффективных средств раз вития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Систематизация знаний и представлений, их обобщение и применение в собственной продуктивной и речевой деятельности детей происходят на занятиях у педагога-дефектолога.

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Учебно-тематический план занятий:

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (1 ч. в неделю.).  Образовательная область /Познание/

1 период.

Родная природа – 2 ч.

Растения – 2 ч.

Животные – 3 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением – 1ч.

2 период.

Родная природа -1 ч.

Растения – 1 ч.

Животные – 2 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением – 4 ч.

3 период.

Родная природа – 2 ч.

Растения – 1 ч.

Животные – 2 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением- 2 ч.

Содержание  коррекционной работы  по ознакомлению  с окружающим миром и развитию речи в старшей группе детей с ЗПР

1. Родная природа  

 Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения  

 Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза)

3. Животные

 Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья)  и их детенышами, особенностями их поведения и питания,

 Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

 Расширять представления детей о насекомых (бабочка,  божья коровка, стрекоза).

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

 Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

 Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

 Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

 Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

 Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

 Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

 Развивать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением  

 Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

 Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет). 

 Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель)

 В жизни и на картинках узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

6. Развитие связной речи  

 Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

 Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы

 Напоминать имена и отчества работников детского сада.  Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.

 Учить отражать полученные впечатления в речи.

 Учить формам объяснительной речи

Планируемые результаты коррекционной  работы:

 Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей.

 Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

 Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет, форма, величина).

 Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

 Узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) людей.

Уровни освоения  раздела программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Старшая группа детей с ЗПР.

1. Мир природы (родная природа, растения, животные)

Низкий. Ребенок показывает отдельные объекты природы, но  не называет. Конкретные признаки не выделяет.

Средний. Ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства.

Высокий. Ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства.

2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Низкий: Ребенок  не дифференцирует цвета, не знает название основных цветов. Не различает и  не называет геометрические фигуры.  Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции.

Средний: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.

Высокий: Ребенок правильно дифференцирует цвета, знает название основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь.

3. Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, составляют его пассивный словарь. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, но не различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Средний   Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Высокий  Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Различает, узнает и называет детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывает и называет их действия. Различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых

4. Развитие связной речи  

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители.

Средний. Ребенок понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет.

Тематическое планирование  по разделу программы:

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в старшей группе  для детей с ЗПР

I период (11 недель, 11 занятий)

Сентябрь

1. Игрушки

2. Путешествие в  «Зеленую сказку».

Октябрь

1. Осень. Путешествие в «Желтую сказку».

2. Огород. Овощи. Витаминные блюда.

3. Сад. Фрукты. Хочу быть здоровым!

4. В лес за грибами и ягодами.

Ноябрь

1. Домашние животные  и мы.

2. Дикие животные и их детёныши.

3. Путешествие в «Красную сказку».

4. На птичьем дворе.

II период (11 недель, 11 занятий)

Декабрь.

1. Зима. Поможем зимующим птицам.

2. Одежда. Обувь.

3. Головные уборы. Опрятным быть приятно!

4. Новый год.

Январь.

1. Путешествие в «Белую сказку»

2. Посуда. Мамины помощники.

3. Продукты питания. Путешествие с Колобком.

Февраль.

1. Мебель.

2. Человек. Кто мы? Какие мы?

3. Защитники Отечества.

4. Я и моя семья.

III период (10 недель, 10 занятий)

Март.

1. Весна. «Мамин день».

2. Мы со спортом дружим!

3. Транспорт. Ребёнок и дорога.

4. Профессии. Растём трудолюбивыми

Апрель

1. Весна.

2. Путешествие в «Синюю сказку».

3. Обитатели воды - рыбы.

4. Насекомые. Маленький, да удаленький

Май.

1. «Разноцветная сказка».

2. Повторение пройденных тем.

Раздел программы:

«Развитие элементарных математических представлений детей  с задержкой психического развития»

Пояснительная записка:

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами        дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Цель занятий  по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР —  формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

 Развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

 Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе,

 Формирование способов измерения,

 Выполнение простейших счетных операций,

 Усвоение элементарного математического словаря.

Программа состоит из нескольких разделов:

1. Действия с группами предметов,

2. Размер предметов.

3. Геометрические фигуры

4. Количество и счет

5. Пространственные и временные представления.

Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики.  Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо.

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребёнок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Учебно-тематический план занятий:

по разделу программы  «Развитие элементарных математических представлений» (1 занятие в неделю). /Образовательная область /Познание.

1 период

Действия с группами предметов -1 ч.

Количество и счет- 4 ч.

Размер предметов- 1 ч.

Геометрические фигуры- 1 ч.

Цвет предметов- 3 ч.

Пространственные и временные понятия- 1 ч.

2 период

Действия с группами предметов- 3 ч.

Количество и счет- 3 ч.

Размер предметов- 3 ч.

Геометрические фигуры- 2 ч.

Цвет предметов -

Пространственные и временные понятия- 

3 период

Действия с группами предметов- 2 ч.

Количество и счет- 4 ч.

Размер предметов- 1 ч.

Геометрические фигуры -

Цвет предметов -

Пространственные и временные понятия- 2 ч.

Содержание  коррекционной работы

по развитию элементарных математических представлений

 в старшей  группе  для детей с ЗПР

1. Действия с группами предметов

 Соотношение  предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.

 Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.

2. Размер предметов

 Размер предметов: большой — маленький,  высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине.

 Способы сравнения (приложение, наложение);

 Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;

 Составление групп из предметов с заданными свойствами.

3. Цвет  предметов (красный, желтый, зеленый)

 Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.

 Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий;

4. Геометрические фигуры

 Дать детям представление о круге,  квадрате, треугольнике.

 Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.

5.Количество и счет

 Формировать представления о понятиях «много» и «один».

 Счет предметов до 5. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.

 Закреплять навык пересчета предметов,

 Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.

 Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку.

 Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.

6.Пространственные и временные понятия

 Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи

 умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.

Планируемые результаты коррекционной работы:

Дети должны уметь:

 сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

 считать различные предметы в пределах 5,

 уметь отсчитать заданное количество предметов

 сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково.

Уровни освоения  раздела программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в старшей группе  для детей с ЗПР

1. Действия с группами предметов

Низкий. Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого.

Средний. При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого.

Высокий. Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем : и т. д.

2. Свойства предметов (размер)

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.

Средний. Ребёнок называет форму предметов,  группирует их. Затрудняется пояснить свои действия.

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

3. Цвет предметов

Низкий. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, затрудняется в их названии.

Средний. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, путает  названия.

Высокий. Знает названия цветов,  правильно их дифференцирует.

4. Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичную геометрическую фигуру (находит такую же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур, группирует их. 

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур.

5.Количество и счет

Низкий. Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество.

Средний. С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого.

Высокий. Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения.

6.Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, и пространственные - вверху-внизу.

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях.

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи; временные отношения: утро-вечер, день-ночь.

Тематическое планирование  по разделу программы

 «Развитие элементарных математических представлений»

в старшей группе  для детей с ЗПР

I период (11 недель, 11 занятий)

Сентябрь

1. Цвет предметов: желтый, красный.

2. Форма предметов. Круг.

Октябрь

1. Один — много.

2. Цвет предметов: красный, зеленый.

3. Цифра и число 1.

4. Лево — право.

Ноябрь

1. Одинаковые по размеру, разные

2. Цифра и число 1 .

3. Цвет предметов (обобщающее занятие).

4. Цифра и число 2.

II период (11 недель, 11 занятий)

Декабрь.

1. Большой — маленький, одинаковые по размеру.

2. Цифра и число 2.

3. Сравнение количества; размера предметов.

Январь

1. Форма предметов. Квадрат

2. Выше, ниже, высокий, низкий.

3. Цифра и число 3.

Февраль.

1. Сравнение количества: способ приложения.

2. Цифра и число 3.

3. Форма предметов. Треугольник.

4. Широкий — узкий

III период (10 недель, 1о занятий)

Март.

1. Цифра и число 4.

2. Спереди, сзади.

3. Цифра и число 4.

4. Сколько, столько же, равно

Апрель.

1. .Цифра и число 5.

2. Цифра и число 5.

3. Длинный — короткий, длиннее, короче.

4. Сколько, столько же, равно.

Май

1. Знакомство с тетрадью в клетку.

2. Повторение.

Приложение 1

Используемые диагностические методики

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

1. По разделу программы: «Родная природа»  

1. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Материал: четыре сигнальные карточки, на которых изображены времена года с яркими характерными признаками; предметные или сюжетные картинки, соответствующие временам года. Ребёнок должен их подложить к сигнальным карточкам.

 Ребёнок самостоятельно раскладывает все картинки к сигнальным карточкам, комментирует свой выбор, называет время года.

 Ребёнок раскладывает карточки, называет времена года, но при этом допускает ошибки, исправляет их с помощью воспитателя.

 Ребёнок частично справляется с заданием.

2. По разделу программы: «Животные»

1. Предложить ребёнку найти (назвать) картинку с изображением животных разных классов (животных, птиц, насекомых).

 Ребёнок правильно показывает и называет животных.

 Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

 Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

2. Предложить ребёнку назвать части тела животных. Что это?

 Ребёнок называет все части тела.

 Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

 Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого .

3. Предложить картинки с изображением собаки, кошки, зайца, воробья, рыбы. Далее предложить дидактическую  игру «Кому что?». Ребёнок должен составить пару: животное и соответствующий корм (собака - кость, кошка – молоко, рыбка -червячок, заяц - морковка, воробей - крошки).

 Ребёнок справляется с заданием.

 Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

 Ребёнок частично справляется, или не справляется с заданием

3. По разделу программы: «Растения»

1. Предложить ребёнку узнать и назвать на картинках растения (цветы: ромашка, одуванчик;

овощи: морковь, огурец, помидор, картофель, лук; фрукты: яблоко, груша, слива).

 Ребёнок правильно показывает и называет растения.

 Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

 Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

4. По разделу программы «Развитие связной речи»   

1. Предложить ребёнку картину  «Кошка с котятами».

Педагог показывает картину, спрашивает: «Кто это? Какая  она?»

1.Как назвать детёныша кошки?

 Называет правильно (ед. ч. - котёнок, котик).

 Вместо единственного называет мн. ч. (котёнки, котята).

 Не выполнил задания.

2.Когда много детёнышей, как сказать?

 Называет мн. ч. (котятки, много котят).

 Вместо мн. ч. называет ед. ч. (котёночек, котик).

 Не выполнил задания.

3.Педагог говорит: "Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята ... (маленькие). У кошки хвост длинный, а у котят ... (короткий). Кошка бегает быстро, а котята ... (медленно). Кошка мама мяукает громко, а котята ... (тихо).

 Ответил на все задания.

 Выполнил 2-3 задания.

 Ответил на одно.

4.Совместное рассказывание.

"Это ... (кошка). Она ... (большая). У кошки есть ... (котята). Кошка любит ... (своих котят; играть; лакать молоко).

 Ребёнок заканчивает все предложения.

 Заканчивает 2-3 предложения.

 Называет одно слово.

Приложение 2

Используемые диагностические методики

по разделу программы  «Развитие  элементарных математических представлений

Методика №1. «Величина»

Материал: перед ребенком 2 елочки разной высоты. Инструкция: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос одинаковые ли елочки. Как узнать, какая елочка большая, а какая маленькая? (использование приемов приложения и наложения).

Методика №2. «Количество и счет»

1) Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать, как он (ребенок) умеет.

2) Материал: 1 елочка, 6 грибочков.  Инструкция: педагог предлагает ребенку показать и назвать, где много предметов, а где один.

З) Материал: карточка с двумя полосками; на верхней полоске нарисована 1 белка, а на нижней —2 грибка. Инструкция: педагог предлагает ребенку показать, чего «больше», а чего «меньше»

Методика №3. «Пространственные представления»

Инструкция: педагог предлагает ребенку показать правую (левую) руку, поднять 2 руки вверх, опустить вниз, вытянуть их вперед, отвести назад.

Методика №4. «Форма»

Материал: плоскостные изображения геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат). Инструкция: педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004. 

3. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.

5. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.

7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.

8. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999, №6.

9. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.

10. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2002.

11. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. - М.: 2010

12. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. -М.: 2010.

13. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии со ...

Рабочая программа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы написана для старшей группы "Светлячок" компенсирующей направленности для детей с ТНР. Программа  предназначена для дете...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Рабочая программа коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 5 до 6 лет составлена с учетом комплексной образовательной прогр...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР нашего детского сада является одним из вариантов этого документа. При необходимости в рабочую программу ...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР) (5-6 лет) носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшей группы  с тяжелыми нарушениям...

Рабочая программа учителя-логопеда, старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Рабочая программа раскрывает основные направления деятельности учителя-логопеда ДОУ, содержит описание и реализацию задач коррекционно-логопедической работы с детьми 5-6 лет с логопедическим заключени...

Рабочая программа учителя - логопеда . Старшая группа компенсирующей направленности

Рабочая программа учителя - логопеда.Старшая группа компенсирующей направленности...