Рабочая программа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы написана для старшей группы "Светлячок" компенсирующей направленности для детей с ТНР. Программа предназначена для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 2-3 уровней. Программа составлена с учётом соответствия примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет (автор Н.В.Нищева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda_po_nishchevoy_otredaktirovannaya_2.docx | 81.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»)
636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 327
E-mail:lebed@strj.tomsk.su, тел/факс (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1
Рабочая программа
коррекционно-развивающей
логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с ТНР с 5 до 6 лет
на 2017 – 2018 учебный год
Автор:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»
Митракович Л.В.
г. Стрежевой, 2017г.
Содержание:
1.2. Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольногообразования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 3
Основные направления коррекционно-развивающей работы. 3
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы. 5
1.4. Особенности развития речи дошкольников с ОНР. 6
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров). 6
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования 7
2.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть) 11
2.2.Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 11
Организация образовательной деятельности 11
2.3. Особенности организации педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР. 11
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 13
2.5. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей 14
2.6. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР 16
Распорядок дня, организация режимных моментов 16
Примерное расписание работы учителя-логопеда 18
2.7. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе 18
2.8. Проектирование образовательного процесса 19
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса 21
3.3. Методический комплект к образовательной программе: 23
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня, посещающих старшую группу МДОУ «ДС №4 «Лебёдушка» компенсирующего вида № 1 «Светлячок».
Данная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Декларацией прав ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
В этих базовых документах выделено самое общее, стержневое содержание, которое можно варьировать, наполнять конкретикой в соответствии со спецификой и особенностями дошкольного образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ №4 «Лебедушка», разработанной в соответствии с ФГОС на 2017 – 2018 уч.г.;
- с учетом соответствия Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).
Рабочая программа разработана на период 2017 – 2018 учебного года (с 20.09.2017 года по 30.05.2018 года).
Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
I. Образовательная область «Речевое развитие»
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Обучение элементам грамоты.
II. Образовательная область «Познавательное развитие»
- Сенсорное развитие.
- Развитие психических функций.
- Формирование целостной картины мира.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Развитие математических представлений.
III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Формирование общепринятых норм поведения.
- Формирование гендерных и гражданских чувств.
- Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
- Совместная трудовая деятельность.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
V. Образовательная область «Физическое развитие»
- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Особенности развития речи дошкольников с ОНР.
Старшую группу компенсирующего вида № 1 «Светлячок» МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка» в 2017 – 2018 уч.г. посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II (1 ребёнок) и III (11 детей)уровней речевого развития). Почти все дети имеют в заключении медицинский диагноз «дизартрия».
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближено к норме.
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).
Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и на задачах данной Программы, они ориентированы для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования
Окружающий мир.
Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном городе истории родного края, о людях г.Стрежевого. Может рассказать о своем родном городе, назвать его, знает государственную символику. Имеет представление о карте родного края.
Знает представителей растительного и животного мира нашей местности.
Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и
Взрослыми. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен. Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может:
- показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
- показать на предложенных картинках названные взрослым действия.
- показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
- понимает различные формы словоизменения;
- понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных,
- дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
- понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;
- без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
- уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
- ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;
- называет основные и оттеночные цвета,
- называет форму указанных предметов;
- уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
- ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
- без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
- уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
- знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
- не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
- объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.
- темп и ритм речи, паузация нормальные; ребенок употребляет основные виды интонации;
- ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.
Художественно-эстетическое развитие
Ребёнок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют: артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть)
Содержание образовательных областей подробно изложено в Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – Н.В. Нищева, 2015, стр. 69-72.
2.2.Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Организация образовательной деятельности
Учебный год в группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
- I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
- II период — декабрь, январь, февраль;
- III период — март, апрель, май.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы.
Заведующий ДОУ утверждает план работы группы в начале учебного года.
Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.
В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа по понедельникам, вторникам, средам, и пятницам. В четверг – индивидуальная работа с детьми и индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня.
Вечерние приемы родителей по вторникам и четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе планируется 20 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в группе устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы.
2.3. Особенности организации педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Таблица 1.
Взаимодействие специалистов в реализации задач по образовательным областям
Образовательная область | Работа специалистов |
«Речевое развитие» |
|
«Познавательное развитие» |
|
«Социально-коммуникативное развитие» |
|
«Художественно-эстетическое развитие» |
|
«Физическое развитие» |
|
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Таблица 2.
Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления
Специалист | Форма | Задачи, направления |
Учитель-логопед | Индивидуальные занятия | Согласно индивидуального коррекционного маршрута |
Педагог-психолог | Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги | Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер. |
Индивидуальные занятия | Коррекция нарушений познавательной сферы. | |
Воспитатель | Индивидуальные логопедические занятия | По заданию логопеда. |
Индивидуальные занятия | По итогам результативности фронтальных занятий. | |
Логопедический комплекс | Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда). | |
В течение дня | Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях. | |
Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов. | ||
Инструктор по физической культуре | Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности | Дыхательная гимнастика. |
Музыкальный руководитель | Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности | Постановка диафрагмально-речевого дыхания. |
Взаимодействие специалистов осуществляется согласно рабочим программам соответствующих специалистов и на основании индивидуального образовательного маршрута каждого отдельного ребенка в соответствие с рекомендациями ТПМПК.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, имеются консультативные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
2.5. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- индивидуальная работа;
- дидактические игры и упражнения для закрепления лексико-грамматических категорий, обогащения словарного запаса;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, которые выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Таблица 3.
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме.
Логопед | Воспитатель |
1. На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях. 2. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. | 1. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем. 2. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |
Таблица 4.
Координация работы воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
ЛОГОПЕД/цель | ВОСПИТАТЕЛЬ/цель |
Исправлять нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. |
Подготовительный этап | |
В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали. | По заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука | |
Ставит звуки, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) | |
Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь) | По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смежными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом. |
2.6. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Распорядок дня, организация режимных моментов
В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 15 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут).
Таблица 5.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки по образовательным областям
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 1 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | 2 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 1 |
Художественно эстетическое развитие. Рисование | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на улице) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом | 3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем | 3 |
Таблица 6.
Режим дня. Холодный период года
Дома | |
6.30 – 7.30 | Подъем, утренний туалет |
В детском саду | |
8.00 – 8.20 | Прием детей, игровая, индивидуальная деятельность |
8.20 – 8.30 | Утренняя гимнастика |
8.30 – 8.35 | Артикуляционная гимнастика |
8.40 – 9.00 | Завтрак |
9.00 – 9.20 9.30 – 9.50 | Подгрупповые занятия с учителем-логопедом |
10.10 – 10.35 | 2-е занятие воспитателя |
10.35 – 10.40 | 2 завтрак |
10.40 – 11.00 | Индивидуально-подгрупповая работа учителя-логопеда с детьми, игровая деятельность |
11.00 – 12.20 | Подготовка к прогулке. Прогулка |
12.20 – 12.30 | Возвращение с прогулки |
12.30 – 13.00 | Обед |
13.00 – 15.00 | Сон |
15.00 – 15.25 | Подъем, воздушные, водные процедуры, гимнастика после сна |
15.30– 15.50 | НОД |
16.00 – 16.35 | Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда, игровая деятельность |
16.35 – 16.50 | Уплотненный полдник с включением блюд ужина |
16.50 – 18.00 | Подготовка к прогулке, прогулка |
18.00 | Уход детей домой |
Таблица 7.
Режим дня. Теплый период года
Дома | |
6.30 – 7.30 | Подъем, утренний туалет |
В детском саду | |
8.00 – 8.30 | Прием на улице, осмотр детей, игры, общественно-полезный труд, утренняя гимнастика |
8.30 – 9.00 | Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд |
9.00 – 10.15 | Индивидуальная работа логопеда с детьми, общественно- полезный труд, самостоятельная деятельность |
10.15 – 10.30 | 2 завтрак |
10.30 – 12.20 | Прогулка, индивидуальная работа учителя- логопеда с детьми |
12.20 – 12.35 | Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры |
12.35 – 15.00 | Подготовка ко сну, сон |
15.00 – 15.25 | Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры |
15.25 – 16.30 | Игровая деятельность, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда, самостоятельная деятельность детей |
16.30 – 16.50 | Уплотненный полдник с включением блюд ужина |
16.50 – 18.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей |
18.00 | Уход детей домой |
Примерное расписание работы учителя-логопеда
Первое подгрупповое занятие | 9.00 – 9.20 |
Второе подгрупповое занятие | 9.30 – 9.50 |
Третье подгрупповое занятие | 10.00 – 10.20 |
Индивидуальная работа с детьми | 10.30 – 12.30 |
2.7. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе
Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей логопедической группе, я руководствовалась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР.
Прежде всего, учитывала, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.
В центре «Играем в театр» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р.С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.
Ребенка шестого года жизни учим рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Очень важно проведение занятий в групповой лаборатории или центре «Науки и природы», где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Особое значение имеет использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.
У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, поэтому для них созданы условия для проведения игр-соревнований, дети более активно привлекаются к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).
У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды созданы и наполнены необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной) имеют место в кабинете логопеда.
2.8. Проектирование образовательного процесса
- Годовой план организации коррекционно–педагогической работы на 2017– 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 1.
- Годовой план организационно–методической и коррекционно–развивающей работы.Старшая логопедическая группа. Приложение 2.
- Перспективный план работы учителя–логопеда на 2017 – 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 3.
- Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе 2017– 2018учебный год. Приложение 4.
- Календарное планирование подгрупповых занятий на 2017 – 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 5.
- Игры к лексическим темам.
- Взаимосвязь логопеда и воспитателей старшей логопедической группы.
- Список детей старшей группы компенсирующей направленности № 1 «Светлячок».
- Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на 2017 – 2018 уч.г.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшей группы.
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
- Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
- Развития речевого дыхания.
- Мелкой моторики.
- Автоматизации звуков речи.
- Дифференциации звуков речи.
- Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
- Обучения грамоте, коррекции нарушений процессов чтения и письма.
- Коррекция психических процессов.
- Наглядных пособий.
- Рабочее место учителя и ТСО.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете
- логопедическое обследование;
- составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов подгрупповой работы;
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
- консультирование педагогов и родителей;
- ведение документации.
Таблица 7.
Оснащение кабинета учителя-логопеда
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Рабочий стол | 1 |
2 | Столы | 4 |
3 | Стулья | 2 |
4 | Полки для пособий | 4 |
5 | Стульчики детские | 10 |
6 | Мебельная стенка | 1 |
7 | Зеркало настенное | 2 |
8 | Зеркало индивидуальное | 10 |
9 | Компьютер, принтер | 1 |
10 | Магнитная доска | 1 |
11 | Светильник настенный | 1 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ:
Для проведения логопедического обследования:
1.Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1.Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Предметные картинки по всем лексическим темам.
2.Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
9. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Центр речевого и креативного развития в кабинете учителя-логопеда:
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- 4 стульчика для занятий у зеркала.
- Вата, ватные палочки, салфетки.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, вертушки, «мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- Логопедические альбомы для обследования всех сторон речи у детей с нарушениями речи
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
- Серия журналов «Играйка».
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
- Картотека словесных игр.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке»)
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
- Разрезной и магнитный алфавит.
- Алфавит на кубиках.
- Слоговые таблицы.
- Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
- Наборы игрушек для инсценировки сказок.
- Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителя- логопеда:
- Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
- Кубики с картинками по всем темам.
- Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.
- «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей,мелкими морскими камешками).
- Массажные мячики разных цветов и размеров.
- Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов.
- Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
- Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
- Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
- Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
3.3. Методический комплект к образовательной программе:
Методический комплект к образовательной программе:
- Нищева Н. В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. Издание 3, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Нищева Н.В. Комплект программ. СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
- Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Картотека дидактических игр для закрепления речевых навыков.
- Консультации для родителей на разные темы.
- Предметные картинки по лексическим темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности
Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, ра...
Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик".
Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи на 2021-2022 учебный год
Материал для учителей-логопедов...
Рабочая образовательная программа для детей старшей группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Рабочая образовательная программа для детей старшей группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Родительское собрание в логопедической группе на тему: «Работа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности » Составила учитель-логопед Шурховецкая И.А.
Цель: Создать необходимые условия для общения педагогов с родителями для обмена информацией и успешного и результативного обучения ребёнка в дошкольном учреждении. Наладить ди...