Памятка для воспитателей "Развитие интереса и любви к книге"
консультация на тему

Белова Анжелика Револиевна

Перечисляются формы работы по приобщению детей к чтению, требования к оформлению уголка книги, методические требования,формы использования художественных текстов в воспитательной работе, методика организации детского чтения, формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vospitateley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К КНИГЕ

  Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой данной проблемы является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

  1. Уголок чтения – традиционная форма работы. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
  2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для лучшей организации можно составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки.
  3. Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Им интересны не только сами стихи А. Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
  4. Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  5. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений являются очень интересными. Например, «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие», «Сказка глазами детей». В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.
  6. Создание детьми книг-самоделок.
  7. Празднование именин произведения. Для этого можно создать специальный календарь «Книжкины именины», где представлены книги, которые отмечают свой юбилей.
  8. Оформление макетов по мотивам любимых сказок. К изготовлению макетов можно привлечь детей и родителей.
  9. Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы и папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят очень читать книги. Можно практиковать форму работы, где родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
  10. Посещение занятий в городской детской библиотеке.  

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКА КНИГИ

  При устройстве уголка книги необходимо соблюдать ряд требований, которые выделяют М.М. Алексеева и В.И. Яшина: 

  1. Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
  2. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы дети не портили зрение. 
  3. Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением может быть бюст или портрет, какого-либо писателя, предметы народного искусства. 
  4. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. 
  5. Рядом целесообразно иметь шкаф для хранения альбомов, материала для ремонта книг, персонажей и декораций для теневого театра и др.
  6. Необходима периодическая сменяемость материала и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы оно вошло в привычку, создало традицию в жизни группы.

  Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 10 – 15 мин. в младших группах, 20 – 25 мин. – в старшей и подготовительной.

  Чтение вне занятия должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок присоединяется добровольно. Остальные дети обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая чтению.

  Читая книгу, воспитатель выступает партнером детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.); монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей желание слушать даже очень интересную книгу.

  Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема чтение может занять от 2 до 10 – 12 дней).

  Важное условие организации общения с книгой и формирования у детей нравственно-эстетических личностных качеств – создание атмосферы радости и удовольствия от чтения, творческое сотрудничество детей и взрослых.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

  Воспитание и обучение с помощью художественной литературы требует соблюдения следующих принципов: в содержании текста должны быть отражены предметы или действия, яркие впечатления из опыта ребенка или те, которые можно воспроизвести и конкретизировать; необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя наглядность; следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в инсценировании и декламации.

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

  Урочная: а) на занятии «Ознакомление с художественной литературой» в соответствии с поставленными целями, задачами чтение и разбор произведения, формулирование выводов, которые затем в процессе воспитательной работы внедряются в реальную жизнь дошкольника;

б) «эмоциональная вставка» на занятиях изодеятельности, развитию речи, физкультуре.

  Внеурочная: а) в режимные моменты, в основном на прогулке при наблюдении за окружающим миром;

б) чтение перед сном больших художественных произведений, рассчитанных на несколько дней;

в) в свободное от занятий время – небольшие группы, по желанию детей.

  В качестве смыслового фона, окрашивающего другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:

а) большие тексты для организации интересной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

б) в играх-драматизациях, театрализованных играх, досугах и развлечениях.

  По прочтению книг можно проводить интересные беседы и игры, направленные  на эмоциональное развитие и нравственно-эстетическое воспитание. Для формирования уважительного отношения к окружающему миру можно использовать такой прием, как эмпатия (вхождение в образ персонажа).

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Консультация на тему «Что и как читать детям» (аннотированный список детской литературы по возрастам для домашнего чтения).
  2. Оформление информационных стендов в ДОУ на тему «Ребенок и книга» (материалы наглядной пропаганды).
  3. Анкетирование на тему «Что и как читать ребенку» (анкеты, аналитический материал).
  4. Написание мини-сочинений на тему «Мои размышления: телевизор, книга и ребенок» (выставка сочинений).
  5. «Круглый стол» на тему «Чтение начинается с колыбели».

6.   Презентация авторской книги (выставка книг самоделок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая работа "Развитие интереса и любви к книге и чтению"

Организация образовательной работы по приобщеню детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя....

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание интереса и любви к книге»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание интереса и любви к книге»...

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

               Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни.  Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,...

Воспитание у детей интереса и любви к книге.

В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Воспитание интереса и любви к книге у детей 4-5 лет».

Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, к книге,  помочь        родителям понять значимость литературного воспитания детей....