Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"
статья на тему

Евлампьева Марина Борисовна

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознания, выражается в наших поступках. Духовность немыслима, прежде всего, без внутренней культуры человека, которая закладывается с самого рождения и усваивается на протяжении всей жизни. Существуют основные нравственные ценности: добро, дружба, миролюбие, верность, преданность, отсутствие вражды, великодушие, трудолюбие, порядок. Как же не хватает этих качеств в современном мире!

В настоящий период жизни назрела острая необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к окружающему миру. Необходимо с дошкольного возраста развивать у ребенка нравственные чувства: чувство любви и привязанности к своей семье, близким людям, родному краю, где родился, любви к Родине, уважение к истории своего государства, к старшему поколению., народным традициям, уважение к труду, толерантности и уважения к другим народам и их традициям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста                                           в рамках реализации авторской программы «Лучик»

Евлампьева М.Б. – зам. зав. по ВМР МБДОУ ЦРР – детский сад №63 г.Шахты

        Дошкольный период – важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

      Заместителями заведующих 4-х детских садов г.Шахты, в том числе с моим участием, была создана авторская программа духовно-нравственного воспитания детей 4-7 лет «Лучик», состоящая из 4 блоков: «Моя семья», «Моя малая родина», «История и культура русского народа», «Православная культура». Содержание программы «Лучик» использует богатый духовный опыт русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. На первый план выходит систематичность деятельности по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным традициям, ее взаимосвязь с непосредственно образовательной деятельностью, проведению православно-ориентированных праздников, с социокультурной средой нашего города. Словно за лучиком будут идти наши дети в мир добра, света, благости.

      Реализуя содержание блока «Моя семья», в ДОУ была организована фотовыставка «Вся семья вместе, так и душа на месте», в которой приняли участие семьи 20 воспитанников. Особенно трогательными были рассказы, составленные детьми о своей семье самостоятельно или с поддержкой родителей:

«Мы очень дружная семья. Для меня семья начинается с мамы. Мамина ласка, нежность, тепло окружает меня каждый день»,  Максим Б., 6 лет;

«В нашем доме всегда уютно, потому что у нас очень дружная семья. Мы любим друг друга», Илья И., 6 лет;

«У нас большая творческая семья. Я люблю свою семью, она у меня самая лучшая», Вика Ш., 6 лет.

     Помимо фотовыставки мы создали и выпустили газету для родителей «Солнечный лучик», в которой мы подняли тему семейных традиций. Традиции – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. В эпоху быстрых перемен люди стремятся к чему-то новому, пытаясь уйти от традиционности, избавиться от устоев, как от пережитков прошлого, чего-то ненужного, потерявшего смысл… Однако, семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

     Когда мы спрашивали родителей, какие традиции есть в их семьях и насколько они важны, почти каждый качал головой и пожимал плечами, а в анкетах ставили прочерк, просто не зная, что ответить и написать. И тогда пришла идея не один выпуск газеты «Солнечный лучик» посвятить семейным традициям и помочь родителям осознать их важность в семье и поделиться имеющимися друг с другом. Первый выпуск газеты мы посвятили рассказу о том, что такое семейные традиции, их значение и рассказали о существовавших в старину. А во втором выпуске уже родители подключились и поделились своим опытом. В дальнейшем мы планируем проложить выпуск газеты, освещая в ней опыт семейного воспитания в семьях наших воспитанников.

       Реализуя содержание блока «Моя малая родина», нами была организована выставка совместных работ родителей и детей «Дом, в котором я живу». Родители и дети с большим трепетом отнеслись к созданию данных композиций. Дети с интересом рассказывали своим сверстникам о том, что в их доме им нравится, с удовольствием рассматривали каждый дом. Также был организован конкурс плакатов «Я люблю свой чистый город», в который включились и дети, и педагоги, и родители. Конкурс, организованный в детском саду имел свое продолжение. Лучшие работы участников конкурса были представлены на городском конкурсе детского рисунка.

       Третьим блоком программы является блоком «История и культура русского народа». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям русского народа неслучайна. Не секрет, что Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить эту преемственность, познакомить детей с нравственными устоями, патриотическими настроениями. Сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре, к ее истокам, обычаям, традициям. В ДОО созданы мини-музеи «Русская изба», «Казаки на Дону». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В создании мини-музеев принимали участие не только педагоги, но и дети, их мамы, папы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносили многие экспонаты,  помогали в оформлении экспозиции. Каждый мини-музей содержит экспонаты, которые можно брать в руки, рассматривать, играть с ними. В обычном музее ребенок – лишь созерцатель, а здесь – соавтор, творец экспозиции. К тому же мини-музей для ребенка – это что свое, родное, так как дети принимают активное участие в его создании. В созданных мини-музеях педагоги проводят непосредственно образовательную деятельность, знакомя детей с традициями и обычаями казаков, с традициями и обычаями, существовавшими в русских семьях.

      Выше уже много сказано о традициях. Одной из таких издавна было празднование разных событий: Рождество, святки, проводы зимы, встреча весны. Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная музыка, игра, песня. В ДОО проводятся различные посиделки, в содержание которых включается информация о существовавших ранее обычаях. Непосредственное участие каждого ребенка в утренниках, посвященных календарно-обрядовым праздникам, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, восхищения, удивления. Организуя праздники, мы учим детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Все это способствует духовно-нравственному воспитанию детей через культурное наследие нашего народа.

      Это только начало пути нашего педагогического коллектива в реализации программы «Лучик», но мы надеемся, что в лице детей нашего детского сада мы не получим «потерянное поколение», и наши воспитанники будут понимать значимость семьи в жизни человека, семейных традиций, будут трепетно и осмысленно относиться к истории, культуре своей малой родины, края, страны, в которой они живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"

Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений  в условиях р...