Методическая разработка на тему: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательный процесс"
методическая разработка на тему

Матиенко Елена Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_na_temu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательный процесс»

Воспитатель: Матиенко Елена Анатольевна

1.Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда бывает поздно начинать.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:

  • Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);
  • Простейшие навыки оказания первой помощи;

(дети должны знать о своём организме,  определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях. Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки);

  • Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель);
  • Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкульт минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний);
  • Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии, секции) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни
  • Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями).

Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.

Очень часто родители в семье говорят ребёнку: »Будешь плохо кушать -  заболеешь»! «Не будешь тепло одеваться - простудишься»! и т. д.

Но, практически очень мало говорят детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным», «Не будешь заниматься спортом - трудно будет достичь успехов в учении». Видимо, поэтому, наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов, ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья дошкольников не формально, а осознанно, с учётом индивидуальных  особенностей .

Профилактика

  • Точечный массаж
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки
  • Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  • Чесночно – лимоный напиток
  • Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

Рациональную неперегревающую одежду детей

Соблюдение режима прогулок  во все времена года

Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Самомассаж ушных раковин для детей

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Такой вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Научить ребёнка  выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки    

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                        

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…                              

Вниз до мочек добежали.  

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  

И к макушкам вновь придём.

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)  

Опыт использования здоровьесберегающих технологий

в режимных моментах

Варианты бодрящей гимнастики:

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Гимнастика игрового характера

а) с элементами дыхательной гимнастики,

б) с элементами корригирующей гимнастики,

в) с элементами точечного массажа,

г) с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;

  • Пробежки по массажным дорожкам;
  • Музыкально – ритмическая.

 В течение года необходимо использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания, поскольку на стопах тоже имеются закаливающие зоны и нервные окончания всех органов тела. Более того, на поверхности стопы так называемых терморецепторов находится гораздо больше, чем на каких либо других участках тела. Эти терморецепторы реагируют на тепло и холод, поэтому босо хождение по камешкам и другим неровным поверхностям осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой, которая тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом рабочем состоянии. Закаливание ходьбой босиком нужно начинать постепенно и систематически. Это касается всех детей раннего возраста и особенно детей с нарушением зрения. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности все мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Список литературы

«Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т.Е. Никанорова, Е.Н. Сергиенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе ДОУ и семьи" (из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для фо...

ПРОГРАММА муниципальной опорной площадки по теме «Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

laquo;Воспитание здорового поколения —стратегическая задача России". В.В.Путин...

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья....

Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

   Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.  ...

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как ан...