ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по психологии

Амелина Юлия Викторовна

 Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.  Некоторые педагоги считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям Френе, Зайцева, Монтессори и т.д. или по технологии здоровьесбережения. Другие педагоги понимают здоровьесберегающие технологии как нечто ранее в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Ни то, ни другое не соответствует сущности ЗОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями?

 Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.  Некоторые педагоги считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям Френе, Зайцева, Монтессори и т.д. или по технологии здоровьесбережения. Другие педагоги понимают здоровьесберегающие технологии как нечто ранее в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Ни то, ни другое не соответствует сущности ЗОТ.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников. Известно, что педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С позиций здоровьесбережения ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать в двух ипостасях: − как качественную характеристику любой образовательной технологии; − как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения. Важно, что при любом аспекте рассмотрения ЗОТ важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, поскольку только в этом случае можно говорить о «технологии». Таким образом, нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья.

Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса.

Целевые установки ЗОТ:

− стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

− учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

− показывать им, что жизнь - это прекрасно,

− вызывать у них позитивную самооценку.

Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд отличительных особенностей. Это:  

− отсутствие назидательности и авторитарности со стороны педагога;

− приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья;

− индивидуализация воспитательного процесса;

− наличие мотивации на здоровый образ жизни у педагогов и воспитанников;

 − наличие у воспитанников интереса к новым знаниям и умениям;

− «физкультминутки» на занятиях;

− осуществление гигиенического контроля.  

Постановка задачи здоровьесбережения в воспитательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум.  Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Задача руководителя образовательного учреждения, каждого педагога - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в ДОУ от воздействия очевидно травмирующих факторов. А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья воспитанников, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. С позиций здоровьесбережения особого внимания заслуживают личностноориентированные педагогические технологии. Почему?  Личностно-ориентированные технологии предполагают, что в центре образовательного процесса - личность ребёнка, и нацелены на обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.  Отметим известные педагогические технологии, относящиеся к личностноориентированным. Это игровые технологии, проектирование, технологии уровневой дифференциации и др. Что объединяет эти разные технологии в одну группу личностно-ориентированных? Каждая из них предполагает, что в центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  Достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. Таким образом, целесообразность применения личностно-ориентированных педагогических технологий в воспитательном процессе согласуется с парадигмой здоровьесбережения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПЕРИОД С СЕНТЯБРЯ ПО НОЯБРЬ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе для детей раннего возраста, реализуемая через разные виды деятельности....

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Использование здоровьесберегающих технологий                                            в ...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.       Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологийв воспитательно-образовательном процессе ДОУ...

Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по  применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....