«Семейные традиции»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

 

«Семейные традиции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_traditsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со средней группы.

«Меняем порядок».

Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.

Обсуждение хода какого – либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий.

Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста работают по памяти.

Мозговой штурм, метод каталога.

Со старшей группы.

«В гостях у Волшебника перепутывания времени».

Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.

Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться (бабушка учится в школе, младенец водит машину).

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.

Метод аналогий, мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Зеркало времени».

Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».

Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: «Я и моя семья через 20 лет», «Я – пожилой человек».

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много – мало», «цена – стоимость».

Детям предлагается обсудить пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Паровозик».

Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.

Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Найди друзей».

Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию, и эту функцию выполнял раньше старинный объект.

Педагог называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем называются старинные предметы, выполнявшие эту же функцию.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Раньше – позже».

Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Подарок родным».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию.

Метод фокальных объектов.

Со старшей группы.

«Угадай-ка».

Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.

Воспитатель рассказывает детям истории: «Утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки».  Детям предлагается выяснить, кто встает в семье раньше всех, а кто – позже. Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий, кто самый низкий и т. д.).

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов).

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со старшей группы.

«Чудесный экран».

Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности.

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

- определяется подсистема природного объекта;

- определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится;

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

надсистема

надсистема

надсистема

система

система

система

подсистема

подсистема

подсистема

прошлое        настоящее          будущее

СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения.

НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта.

ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи.

Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то»  М.С.Гафутулина.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д.

Системное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Статья о семейных традициях или о традициях в детских садах организации и проведения рождественских и пасхальных праздниках.

    Семейные традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря семейным традициям в доме формируется психологический климат, добры...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...