Формирование условий для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей
материал на тему

В выступлении рассматривается вопрос об общих и специальных способностях, о создании условий для развития и формирования индивидуальных творческих музыкальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

Городское методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций

города Нижневартовска

«ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема: «Формирование условий

для проявления и развития индивидуальных творческих способностей»

МАДОУ ДС№ 49 « Родничок»

               Музыкальный руководитель

                       первой квалификационной категории

               Халюкова Ия Юрьевна

Г. НИЖНЕВАРТОВСК

Формирование условий

для проявления и развития индивидуальных творческих способностей

СЛАЙД 2,3:целевые ориентиры

В Федеральном государственном  стандарте (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вступившем в силу в январе 2014 г., обозначены целевые ориентиры,  включающие в себя базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять становление личности, и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Одной из перечисленных характеристик является развитие творческих способностей дошкольника. О том, какие условия необходимы для их проявления  и развития мы сегодня и поговорим.

Что же такое способности?

СЛАЙД 4: определение способности

Рубинштейн так охарактеризовал способности:

СЛАЙД 5: фото С.Л. Рубинштейна + цитата

 «Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства»

По этому вопросу существует много мнений и характеристик.

СЛАЙД 6: фото Б.М. Теплова + три основных признака понятия «способность»:

- индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

- понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека)

На наш взгляд, способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

СЛАЙД 7: общие и специальные способности

В психологии различают общие и специальные способности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. К специальным способностям следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной, сценической)

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом, для которого характерно разное время выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

СЛАЙД 8: фото композиторов

Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет!

СЛАЙД 9: фото художников

Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

По мнению Немова Р.С., становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям. Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере их освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Б.М. Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

СЛАЙД 10: раскрыть понятия «творчество» и «условия развития творческих способностей»

Творческие способности, являются довольно сложным процессом доступным только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Чтобы творческие способности благополучно формировались и развивались, необходимы определенные условия. Давайте рассмотрим, какие же это условия?

  1. Раннее начало
  2. Создание обстановки
  3. Творческий процесс
  4. Предоставление свободы в выборе деятельности
  5. Комфортная психологическая обстановка

Первое условие успешного развития творческих способностей ребенка – это раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
        Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Процесс познания мира в дошкольном возрасте  идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него. 

Четвертое условие заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. 

 Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей – это комфортная психологическая обстановка. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам.

Каким бы видом деятельности не занимался ребенок, при соблюдении всех условий гарантировано успешное развитие его творческих способностей. 

СЛАЙД 11: музыкальная деятельность (из опыта работы)

Одним из видов искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыкальная деятельность. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволяет широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества.

Но нужно учитывать и тот фактор, что музыка по своей сути сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если имеющаяся система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживаются неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.).

    Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с музыкой, развитий у них творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

СЛАЙД 12: Этапы развития творческих способностей ребенка-дошкольника):

  • накопление впечатлений;
  • спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
  • импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
  • собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано)

Развитие индивидуальных творческих способностей проходит поэтапно. Сначала у ребенка накапливаются впечатления от восприятия окружающей действительности. Затем он пытается выразить творческое начало в различных направлениях, импровизирует их. После чего переходит к созданию композиций. Завершающим этапом развития творческих способностей является собственно музыкальное творчество.

Как же развить творческие способности у наших воспитанников? Известно,  что музыкальное воспитание дошкольников не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на инструментах. Наша  задача - стимулировать и направлять творческую фантазию ребенка, его умение импровизировать, сочинять в процессе  индивидуального  и коллективного музицирования. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», писал Песталоцци. 

Дети - участники творческого процесса. Детское индивидуальное творчество на музыкальных занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не известное им в мире музыки.

Какие же необходимы условия для формирования и развития  индивидуальных творческих способностей ребенка?

Основными условиями для формирования и развития индивидуальных творческих способностей являются: 

СЛАЙД 13 (условия) :музыкально-образовательная среда образовательного учреждения, музыкально – образовательная среда семьи, творческое взаимодействие педагогов и детей.

Давайте рассмотрим, что же включает в себя музыкально – образовательная среда образовательного учреждения? 

Показатели музыкально – образовательной среды детского сада представлены  на слайде в виде блоков.

СЛАЙД 14: Музыкально-образовательная среда ДОО

  • СЛАЙД 15 Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности (музыкальные занятия и развлечения, праздники и другие виды деятельности с использованием музыки, посещение одной из студий)

 Так, на музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально – сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный и эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой.

  • СЛАЙД 16 Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий

Вторым показателем музыкально-образовательной среды является совместная с воспитателем и самостоятельная музыкальная деятельность ребенка, которая в тёплую погоду может проводиться на свежем воздухе.

Совместная деятельность с воспитателем раскрывается в сюжетно–ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально – дидактических, музыкально – творческих и других играх; в процессе условно – образного и условно – схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э.П. Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимных моментах.

Кроме того, развитию индивидуальных творческих способностей дошкольников  способствует кружковая и секционная работа. (ФОТО ИГРЫ)

  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей и представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством. (ФОТО НА ИНСТРУМ).

Все эти условия существуют во взаимосвязи друг с другом, и дополняются необходимыми средствами обучения и оборудованием, среди которых:

  • музыкальный центр, инструмент фортепиано;
  • репродукции картин или иллюстрации;
  • набор детских музыкальных и шумовых инструментов;
  • мультимедийное оборудование  (для презентации стихотворения, передающего характер прослушанного произведения);
  • разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений;
  • дидактический материал;
  • игрушки;
  • атрибуты для создания сказочного игрового образа;
  • предметы для музыкально-спортивных композиций и др.

СЛАЙД 17,18,19 : музыкально-образовательная среда семьи:

  • совместную деятельность  с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в детском саду).
  • самостоятельную деятельность ребенка дома (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду))

Одним из важных условий для проявления  и развития индивидуальных творческих способностей детей является музыкально – образовательная среда семьи. В данном блоке осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, включающая в себя совместную деятельность с родителями и самостоятельную деятельность ребенка в домашних условиях.

Но и немаловажным условием для проявления   и развития индивидуальных творческих способностей является творческое взаимодействие педагогов и детей.

СЛАЙД 20: В заключении позволю себе дать несколько советов всем педагогам, которые, надеюсь, помогут раскрыть творческие способности ваших воспитанников.

  • Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события.
  • Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
  • Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
  • Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

Благодарю за внимание и готова выслушать Ваши вопросы и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование условий для проявления развития индивидуальных творческих способностей"

Представлена презентация к выступлению "Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей"...

Индивидуальный маршрут развития ребенка с творческими способностями.

План индивидуальной работы с ребенком, имеющим способности к музыкальной и художественно-эстетической деятельности...

Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...

«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Инновационный подход в развитии индивидуальности и творческих способностей детей через театрализованную деятельность посредством куклотерапии

Театрализованная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с иг...