Статья "Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста"
статья по теме

Олейникова Алла Ивановна

      Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте  дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие  с природой.   Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все  комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.

 

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание начал экологической культуры;

- формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;

           Зимний сад является одной из зон, отведенных  для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в  организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от  того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в  зимний период представляются детям  более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.

             Предметно-развивающая среда полна разнообразием  живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков  шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.

             Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с  видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

             Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и  обогащение предметно-развивающей среды различными  объектами.

              Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла.  Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.

 

 

 

                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей

 дошкольного возраста

      Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте  дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие  с природой.   Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все  комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание начал экологической культуры;

- формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;

           Зимний сад является одной из зон, отведенных  для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в  организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от  того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в  зимний период представляются детям  более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.

             Предметно-развивающая среда полна разнообразием  живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков  шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.

             Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с  видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

             Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и  обогащение предметно-развивающей среды различными  объектами.

              Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла.  Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».

Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. ...

Музыка как средство развития и психологического комфорта ребенка

Значимость музыки, ее терапевтические свойства.Классика как врачеватель души и тела.Какую музыку, как и когда слушать с ребенком? Правильная и неправильная музыка.Музыка в режимных моментах в течение ...

Конспект занятия по экологическому развитию «Осенний сундучок» в средней группе дошкольного возраста

Конспект занятия по экологическому развитию «Осенний сундучок» в средней группе дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...

План по самообразованию. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста".

План по самообразованию на 2023-2024 учебный  год. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста"....