Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».
    материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

    Люлина Ольга Валентиновна

     Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx33.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 103

    Консультация для воспитателей на тему:

    «Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и  психологического комфорта дошкольников».

    Нижний Новгород, 2013 год.

    Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива.

    Психологический комфорт детей во время их пребывания в детском саду во многом зависит от организации питания. Всем известно пожелание "Приятного аппетита!"   Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка - все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только дня хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом. Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, старается веста себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается.  Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

              Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила ведения застольной беседы:

    - нельзя разговаривать, если во рту еда;

    - надо уметь слушать, не перебивая других. 

    Одним из условий необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (мл. воспитатели и воспитатели ) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом о делах связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей: « ешь скорее» , «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

    Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддерживать беседу во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Поэтому, нужно подобрать примерную тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера.

    Разговор можно вести на нейтральные темы. Можно предложить поговорить, например, о продуктах питания, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д. Как правило, разговор начинает взрослый.

    Не следует принуждать ребенка к еде. Педагогам нужно помнить, что каждый человек рождается на свае с присущим только ему правильно функционирующим механизмом чувства голода, который показывает, когда и сколько следует есть. Если взрослые и сам ребенок не препятствуют этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и развитие организма происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.

    Зачем за столом с детьми обязательно должен сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А ещё своим примером, не навязчиво приучать детей к хорошим манерам.

    Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:

    - завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;

    - между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

    Порядок действий по организации приема пищи:

    1. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
    2. Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
    3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
    4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

    Организация дежурства

    Общие требования:

    - дежурство носит характер поручений;

    - единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

    - обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

    - назначают по 1 дежурному для каждого стола;

    - поощрение и благодарность за помощь;

    младший возраст:

    - к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

    - раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

    средний возраст:

    - сервировка стола под руководством взрослого;

    - уборка использованных салфеток;

    - составление грязной посуды стопкой в центре стола.

    старший возраст:

    - сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

    - размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

    - уборка грязной посуды и использованных салфеток.

    Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

    Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к приему пищи?

    Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи.

    - на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев;

    - бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);

    - хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается!);

    - справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз (когда едят суп, ведут ложку от себя); если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем);

    - если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку;

    - салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке;

    - все блюда разливаются согласно возрастной норме. 

    Столик, накройся! 
    Время года диктует дизайнеру

    «Красивая сервировка стола не только способствует возбуждению аппетита, но и создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу». Поэтому надо не просто стремится эстетично оформить столик, но и время от времени разнообразить это оформление, чтобы детям интересно было его рассматривать. Так для каждого времени года изготовляются специальные салфетницы. 
    Зимой стол сервируется в бело-голубых тонах, и салфетницы украшаются снежинкой. Летом снежинку сменяют кувшинки из салфеток, а осенью салфетницы превращаются в грибы. 
    Можно обучать детей искусству сервировки стола, используя дидактические игры, если подходить к проблеме с умом, можно решить сразу несколько педагогических задач. 
    Вот пример, для того чтобы дети усвоили последовательность и порядок расстановки столовых предметов, необязательно сразу пускать в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно использовать значки-символы. В ходе игры эти значки играют роль предметов-заменителей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие детского воображения. 
    Можно не спешить сообщать детям, что те или иные круги будут играть роль определенных тарелок, и превратить это в задачу: «Представим себе, что нам нужно продумать расстановку посуды на столе. Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям. 
    В обучении этикету могут сыграть свою роль карты и альбомы, в которых изображен порядок расположения посуды и приборов на столе. 
    Еще более значимым будет рисование таких карт и оформление альбомов силами самих детей. Во-первых, они могут изображать план сервировки стола с помощью тех же символов, предварительно продумав их систему. Во-вторых — рисовать красивые столики, отдельные салфетки и салфетницы, чашки, блюдца и т.п. 
    Чтобы дети воспринимали дежурство не как досадную нагрузку, а как увлекательное и престижное дело, нужно насытить эту деятельность игровыми моментами, снабдить ее привлекательными элементами. 
    Дежурным по столам выдают яркую, нарядную форму, состоящую из цветных фартучков и колпачков.
    Шапочки и колпачки висят в специальном «Уголке дежурного», оформленном под стать самим костюмам. «Царствует» здесь мастер Поварешкин. По бокам от изображения мастера — специальные прозрачные кармашки, куда вставляют фотографии дежурящих детей. 
    В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и складывание тканевых салфеток, а также «обертывание» сухарницы в цветную тканевую «одежку». Это занятие, полагают Ирина Юрьевна и Елена Владимировна, не только развивает представления детей об эстетике быта, но и способствует развитию мелкой моторики руки. Ведь складывание, как и завязывание тесемочек, — серьезная работа для пальчиков. 
    Перед едой детей приветствует кукла Аппетитик. Во время приема пищи он занимает достойное место за тем столом, где едят культурно и с аппетитом. 
    Если сразу несколько детских «команд» претендуют на победу, Аппетитик перемещается с одного столика на другой в порядке установленной очереди.

    Однако помните:

    - Пирожки, печенье, вафли необходимо ставить на середину каждого стола в общих тарелках. И учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, или печенье, что лежит ближе к ним.

    - Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, отварная рыба, творожники, омлет, разные запеканки нужно давать детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит), необходимо учить их отделять ребром вилки по кусочкам и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Нужно учить детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.

    - раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;

    - для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);

    - по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки.

    Подготовка и организация кормления детей в группах раннего возраста

    № п/п

    Обязанности воспитателя

    Обязанности помощника воспитателя

    1.

    Осуществляет подготовку, создает благоприятную обстановку перед приемом пищи

    Осуществляет санитарно- гигиенический уход за детьми (следит за чистотой их одежды, лица, рук)

    2.

    Следит за правильной сервировкой стола, дает детям элементарные трудовые поручения

    Получает еду и совместно с воспитателем формирует у детей навыки самообслуживания, навыки культурной еды, культурно-гигиенические навыки

    3.

    По мере необходимости докармливает детей

    4.

    Формирует у детей навыки самообслуживания, культуры питания, гигиенические навыки

    Поддерживает благоприятную, спокойную  обстановку во время приема пищи

    5.

    По мере необходимости докармливает детей

    Разливает и раздает детям пищу

    Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями

    Методы и формы организации работы с детьми:

    1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
    2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
    3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры) 

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕТУ

    1. Взаимодействие со сказочными персонажами    (Помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибки, научить чему-либо)

    2. Словесные приемы (Рассказ взрослого или ребенка из личного опыта, беседа, рассказ взрослого, рефлексия)  

    3. Игровые приемы (Игровые упражнения, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, игры-соревнования, турниры, развлекательные игры типа «Поле чудес», дидактические игры, игры действия, игры-воображения, путаницы, кроссворды)          

    4. Наглядные приемы (Иллюстрации, схемы, продукты детской деятельности, фотографии, видеоматериалы, картинки-правила (разбор правил по картинкам)

    5. Использование театра (Этюды, сценки, спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т.д.)

    6. Художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни

    7. Музыка

     8. Практические действия (Сервировка стола по схеме, составление схемы сервировки стола, изготовление украшений стола по темам: «Новый год», «8 Марта», «День рождения» и т.д., творческая деятельность детей: складывание салфеток, украшение подарка, украшение стола и т.д., разбор проблемных ситуаций из жизни)

    9. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетически оформленного стола, букета, подарка, салфетки и др.)

    10. Метод проектов (проекты: «Украшение стола в мамин праздник» в средней группе; «Скатерти и салфетки – наши помощники» в старшей группе; «Наш друг – этикет» в подготовительной к школе группе)

    ТРЕБОВАНИЯ К НОД ПО ЭТИКЕТУ

    • Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).
    • Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.
    • Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
    • Форма организации: игры-занятия, занятия-практикумы.
    • Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.

    ТРЕБОВАНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЮ

    • Компетентность (знание правил столового этикета, грамотное планирование работы, ответственность за получение конкретных результатов).
    • Грамотный показ образца применения правила (речевые формулы вежливости, пользование столовыми приборами, внешний вид, тактичность и т.д.).
    • Наличие общей культуры.
    • Доброжелательность в общении с детьми, искренняя заинтересованность в их успехах, способность оказать ребенку своевременную психологическую поддержку.
    • Умение взаимодействовать с ребенком.
    • Способности, необходимые в проведении просветительской работы среди родителей.

    Проблемы с  питанием: плохой аппетит или?

    Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

    - наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);

    - ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения;

    - несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу);

    Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

    • удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
    • благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
    • разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
    • исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
    • постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);
    • оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
    • позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
    • во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

    Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

    К чему может привести носильное кормление:

    • у ребенка с мягким, покладистым характером формируется тревожный, скрытый страх, который маскируется капризами за столом; 
    • медлительные, флегматичные дети едят медленно и это вызывает раздражение у кормящего взрослого. Мама торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в ещё полный рот и процесс кормления превращается в пытку как для малыша, так и для мамы. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной психических травм; 
    • у детей чувствительных, впечатлительных негативные эмоции насилия, страха, упрямства, обиды связываются с окружающей обстановкой и определенной едой и сохраняются в подсознании. Чем в более раннем возрасте это произошло, тем сложнее в последующем выявить причину плохого аппетита. Даже чувство голода с трудом побеждает подсознательный страх, который в раннем детстве был связан с определенной едой или обстановкой. 

    Часто бывает, что ребенок, который всегда плохо ел дома, в садике вдруг начинает хорошо кушать. Нередко дети хвалят еду, которую готовят в детском саду. Порой малыши охотно съедают в гостях все, что им предлагают. Бывают и другие ситуации: в садике ничего не ест, а дома аппетит хороший. Это и есть характерные признаки невротической реакции на еду.

    Родителям необходимо проявлять понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Ведь именно на родителях лежит большая доля вины за нарушения питания детей. 

    Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки:

    • Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей (белочек, лисичек...) и придумать историю про медвежат, которые плохо кушают. Важно, чтобы Вы подсказали ребенку, как иначе можно вести себя за столом, как получать удовольствие от еды, для чего необходимо полноценно питаться. Избегайте "чтения моралей", а сочиняйте историю веселую и с хорошим концом. 
    • Поиграйте с ребенком в игру "Упрямый (капризный) ребенок за столом", причем на себя возьмите роль ребенка, а малыш пусть будет мамой. Избегайте таких открытых фраз как "я буду капризничать и вредничать, как ты обычно делаешь за столом". Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз. 

    ДЕЖУРСТВО

    Основным воспитательным приемом является  побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится. Если он делает что – то не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках сказать: «Кушай аккуратней! Держать ложку нужно вот так» и т. д. надо похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу.

    Педагогам нужно следить за самочувствием детей, и если кто – то устал или плохо себя чувствует, следует помочь, покормить. Не нужно забывать, что очень важно не задерживаться на уже усвоенном, ребенком, а своевременно усложнять требования к нему, совершенствовать его умения, учитывая присущие малышу интерес к новому, стремление овладеть навыками, более сложными движениями и правилами.

    Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов – дежурство по столовой.

    Дежурство. Так ли оно необходимо в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации приема пищи?

    Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно. Дежурство действительно ник чему. Но можно попытаться убедиться в том, какую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма организации детского труда, как благотворно влияет она на развитие эмоциональной сферы ребенка.

    Начнем с того, что это приятная обязанность, не однообразная, не скучная и ненавязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство причастности  к настоящему, полезному и, главное, благородному труду. Дежурства помогают решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.

    Благодаря дежурству, можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, аккуратность, самостоятельность, научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимообучению, взаимопомощи.

    Дежурства помогут педагогам в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке – это, как гласит народная мудрость, «начало всех начал».

    Дежурство в младшем дошкольном возрасте

    Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении нравственного аспекта. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, посуду для хлеба.

    Взрослые должны анализировать возможности дошкольников и договариваться с детьми о требованиях, которые им будут предлагаться.

    Педагогам следует проанализировать условия своей группы. Достаточно ли близко от столов располагается мойка. Возможно, дежурных детей, не стоит приобщать к уборке грязной посуды. Детей можно научить выполнять довольно большой объем работы, только надо ли это делать сейчас? Наверное, для них важнее увидеть в этом труде привлекательные стороны. Дошкольникам нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно осознавать себя помощниками.

    Дежурство в среднем дошкольном возрасте

    С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно поближе к мойке. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая не является средством украшения интерьера. Это должна быть информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид – самый разнообразный. Например, напротив условных обозначений («вилка с ложкой») на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей, фотографии детей. Это может быть круг со стрелкой с предметными картинками, детские фартуки, расположенные на крючках. Сшить фартуки и головные уборы для дежурных,  лучше из красивой, немнущейся, быстро отстирывающиеся ткани. Можно придумать оригинальный фасон моделей одежды для дежурных, отделку. Главное, чтобы мальчик – дежурный в такой одежде не выглядел нелепо (весь в рюшах и бантиках). Здесь же могут располагаться совки и щетки – сметки для уборки столов.

    Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол». «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т.д. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

    Мы дежурные сегодня.

    Станем быстро помогать,

    Аккуратно и красиво

    Все столы сервировать.

    Что сначала нужно сделать?

    Будем руки чисто мыть.

    Потом фартуки наденем,

    Начнем скатерти стелить.

    Мы салфетницы поставим,

    А на самый центр стола –

    Хлеб душистый, свежий, вкусный.

    Хлеб всему ведь «голова».

    Вокруг хлебниц хороводом

    Блюдца с чашками стоят.

    Ручки чашек смотрят вправо,

     В блюдцах ложечки лежат.

    Мы тарелки всем поставим,

    Вилки, ложки и ножи.

    Не спеши, как класть подумай,

    А потом уж разложи.

    От тарелки справа нож,

    Ложка рядышком лежит.

    Нож от ложки отвернулся,

    На тарелочку глядит.

    Ну а слева от тарелки

    Нужно вилку положить.

    Когда станем есть второе,

    Будет с вилкой нож дружить.

    После уборки посуды помощник воспитателя может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола. Попросить протереть под столом пол, если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения. Которые для дежурных в этом возрасте не являются обязанностью.

    Дежурство в старшем дошкольном возрасте

    В этом возрасте дети могут самостоятельно под руководством взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно заниматься творчеством: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу).

    Предполагается, что любой обед хорошо бы начать с салата, который можно поставить в салатнице. И тогда каждый мальчик будет иметь возможность поухаживать за девочкой, положить ей салата и о себе позаботиться не забудет. Пусть дети учатся общению. Благодарят дежурных, друг друга за услугу, вежливо просят дежурного, например, принести еще хлеба или поменять ложку, которую случайно, уронили, и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".

    В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....

    Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

    Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....

    Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

    Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....

    Консультация для педагогов "Правила и особенности сервировки стола"

    Эта статья о сервировке стола в детском саду. Несомненно, она пригодится любому - начиная от сотрудников и заканчивая заботливыми родителями, которые хотят проверить, комфортно ли их ребенку куша...

    Эмоциональное здоровье – важное условие для развития физических качеств

       Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества — выносливости. ...