Инновационный подход к созданию предметно-разивающей среды в ДОУ
статья на тему

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Инновации к созданию предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsii.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационный подход к созданию предметно-разивающей среды

в ДОУ

Понятие предметно-развивающей среды

          Предметно-развивающая среда – естественная комфортабельная    обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. Отличительной чертой развивающей среды МДОУ является ее трансформируемость, многофункциональность взаимосвязанных помещений образовательного помещения, которые используются для охраны физического и психического здоровья детей, создания условий для эмоционального благополучия, обеспечения свободного личного развития каждого ребенка.

Актуальность инновации

  • Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребенка, предстающая перед ним во взаимосвязи с другими видами деятельности.
  • Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
  • Вопрос о создании  предметно – развивающей среды, где при минимальных возможностях нужно создать максимальные условия для развития в ней свободной творческой деятельности ребенка – стал актуальным для нашего детского сада. Эту проблему можно решить только при условии применения  в организации предметно – пространственной среды инновационных преобразований.

        Потребность в инновациях чаще всего возникает, когда появляется необходимость разрешить, какую-либо проблему, то есть противоречия между желанием и реальным результатом. Исходя из этого, нам хотелось, чтобы результат совпал с нашими желаниями. Создание такой предметно-развивающей среды,  которая предоставляла бы ребенку свободу, оказывала влияние на мироощущения, самочувствие, здоровье, обеспечивала бы гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром – было для нас первостепенным при решении данной проблемы.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Принцип дистанции позиции при взаимодействии

  • Поддержание визуальной связи взрослый ребенок.
  • Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок.
  • Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.

Принцип активности

  • Включение всех помещений в действующую среду.
  • Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней.
  • Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях.
  • Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».

Принцип стабильности и динамичности

  • Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

 Принцип комплексирования и гибкого зонирования

  • Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности.
  • Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пересекания).

Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

  • Предоставление личного пространства.
  • Предоставление ребенку возможности уединиться, заняться любимым делом.
  • Использование стимулов личного развития, факторов психического и физического оздоровления.
  • Наличие игрушки – символа.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде

  • Использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, краски и т.п.
  • Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства.
  • Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).

Принцип открытости – закрытости

  • Взаимодействие и связь с природой.
  • Введение элементов культуры своей страны, края.
  • Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.
  • Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я».
  • Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.

Принцип учета половых и возрастных различий

  • Трехуровневое моделирование.
  • Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
  • Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.
  • Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.

    При формировании предметно-развивающей среды в группах мы руководствуемся, во-первых, деятельно-возрастным подходом, во-вторых, требованиям и рекомендациям программно-методической литературы, в- третьих, базовыми возможностями планировки детского сада.

Функции предметно развивающей среды

1. Интеллектуально – познавательная_деятельность (имеет большое значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре).

форма проведения мероприятия: педагогические советы, проведение открытого занятия, игры – занятия.

2. Продуктивная деятельность (детская деятельность, направленная на получение определенного результата)

форма проведения мероприятия: консультация, игра-занятие, мастер-класс.

3. Игровая деятельность (позволяет ребенку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним)

форма проведения мероприятия: К.В.Н, семинар-практикум, круглый стол.

4. Двигательное развитие (обеспечивает стимулирование и развитие различных видов движения: лазание, прыжки, бег, метание и т.д.)

форма проведения мероприятия: открытое мероприятие, консультация.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметно – развивающей среде

«Уголок ручного труда» Воспитатели совместно с детьми работают с природным и бросовым материалом.  У ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

«Уголок старины» В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому и это подтолкнуло нас к созданию кухни в «русской избе»; в сборе подлинных вещей и их копий. Действуя  с различными предметами быта и общаясь друг с другом и со взрослыми, дети развивают монологическую и диалогическую речь, расширяют активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, знакомятся с предметами народно-прикладного искусства. Предметы народно – прикладного искусства украшают «русскую избу». Это и разделочные доски, выполненные в городецкой росписи, и деревянные ложки, баночки в хохломской росписи, чайнички, расписанные под гжель, русский самовар, подлинная прялка. Дополняют интерьер «русской избы» лоскутное одеяло, салфетки, полотенца, домотканые половики и коврики. «Русская изба» является комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно используются предметы русского национального быта, что позволяет нам не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа.

«Музыкально-театральный уголок» Для решения задачи развития личностной эстетической культуры у детей требует создания такой образовательной среды, которая обеспечит: во – первых,  удовлетворение потребностей детей в творческой самореализации, во – вторых,  психологический комфорт, а в – третьих, повысит заинтересованность педагогов и детей в конечном результате. При появлении в детском саду разнообразных видов театров возникает интерес к музыкально – театральной деятельности. Под руководством педагогов дети разыгрывают различные кукольные спектакли, а затем с помощью музыкального руководителя соединяют их с музыкой. В музыкально-театрализованной зоне подобраны следующие пособия: фланелеград, маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные и фольклорные  инструменты. Большой интерес у ребят вызывают инструменты народов мира, такие как трещетки, бубны, дудочки, гармошки, колотушки, ложки, погремушки, маракасы, румба.

«Уголок природы» и «Уголок науки» Для применения опытно-экспериментальной деятельности с практически действенной мы объединили уголок науки с уголком природы. При организации экспериментирования мы ставим задачу – показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир. Это - микроскоп, магнит, лупу, бинокль, песочные часы и др. Мы развиваем представления об основных физических явлениях: магнитом и земном притяжении, электричестве, отражении и преломлении света и др. Большой интерес у детей вызывает проращивание различных семян (картофеля, лука, свеклы, моркови и др.) Дети с удовольствием рассматривают под микроскопом ежедневные изменения, которые происходят с семенами и отражают их в картах наблюдения. А также ухаживают за животными и растениями.

Итоги проделанной работы Реализация нового подхода к созданию предметно – развивающей среды в нашем детском саду основана на том, как максимально использовать пространство в соответствии с целями и задачами воспитателей и обучением дошкольников. Для нас важно,

  • Чтобы деятельность педагогов по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием.
  •  Чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
  • Чем больше и активнее ребенок использует возможные среды, тем успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении....

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...