Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
методическая разработка по теме

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pds_metodistov_.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

Цель:  развитие роста социальной и деловой активности педагогов в создании предметно – развивающей среды ДОУ, способствующей    развитию   дошкольников.

В    соответствии   с  целью   были определены задачи:

  1. Изучить состояние проблемы построения предметно-развивающей среды в ДОУ.
  2. Проанализировать    условия   предметно-развивающей среды в ДОУ
  3. Повышение профессионального мастерства педагогов по созданию предметно – развивающей среды
  4. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно - развивающей среды в ДОУ.
  5. Обновить ПРС в группах в соответствии с ФГТ. Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм.

Гипотеза:

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры; развитию индивидуальности.

Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому педагогам необходимо знать подходы к ее организации.

Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, был проведен анализ ПРС  с целью выявления проблем существующих в ДОУ, составлен перечень  (необходимого)  оборудования и материалов для каждой возрастной группы.

Результаты обследования:

- распределение детских активностей:  (19%)

- гендерное развитие (равномерное развитие мальчиков и девочек)  (28 %)

-  эстетическое оформление пространства; (32 %)

-  психофизиологический комфорт  (46 %)

- трансформация пространства (38 %)

- использование материалов и оборудования с учетом принципа интеграции образовательных  областей  (24 %)

Анализ ПРС ДОУ выявил следующие проблемы:

  • Неправильный выбор психологической дистанции  педагогами с каждым ребенком,  с группой в целом,  
  • Нет интенсивно развивающей среды, в следствии чего слабая познавательная активность детей  Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
  • Мало  используются записи звуковой дизайн  
  • Не учитывается трансформация пространства,  
  • Не выполнение предъявляемых требований к эстетическому оформлению среды  
  • Игры, носят явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек  (48 %) Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы практически отсутствовали.
  • Использование материалов и оборудования только в одной образовательной области
  • Педагоги не всегда предусматривали разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей  

- Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями.

- В продуктивной деятельности доминировало рисование.

Вывод:

В целом, предметно – развивающую среду ДОУ  можно охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям и не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.

При переходе к новым преобразованиям без команды единомышленников не обойтись. Ведь не каждый педагог готов к участию в инновационной работе (с точки зрения, как мотивационной готовности, так и уровня профессионализма)  

С целью изучения профессиональной позиции педагогов было проведено диагностическое исследование с использованием:

  1. Диагностики организаторских способностей, которая позволила выявить уровень творческого потенциала членов коллектива
  2. Диагностики удовлетворенности работой, которая показала  повышение мотивации удовлетворенностью работой  
  3. Диагностики «Психологического климата», которая показала, что условия, созданные в ДОУ, способствуют положительной динамики микроклимата в коллективе.
  4. Диагностики творческого потенциала педагогов, которая позволила раскрыть заложенные  значительные  творческие  возможности.  

Из проведенных диагностик можно сделать вывод, что педагоги не только обладают творческими возможностями, но способны применить свои возможности в практической деятельности.

Поскольку  непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении.  Для этой цели был разработан  план методической работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. При этом использовались методы, стимулирующие активность самих педагогов.

План работы с педагогами  включал в себя:

-  анкетирование,

- консультации: «Эстетика быта детского сада: роскошь или необходимость», «Эстетическое оформление групповых помещений»

- теоретические и практические семинары: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Организация декоративно-оформительской работы с детьми»

- смотры – конкурсы речевых уголков, уголков природы, физкультурных уголков;

- использование ИКТ в  инновационной деятельности по созданию ПРС «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ».

После проведенной работы по повышению профессионального мастерства педагогов по созданию ПРС были разработаны критерии и показатели уровня построения ПРС в ДОУ.  

Критерии  предметно-развивающей среды

 1  Критерий

Организация среды с учетом возможности побуждать детей взаимодействовать с ее различными элементами,

2   Критерий

Наличие в организации среды функциональных помещений характеризующихся трансформацией

  3  Критерий

Проектирование среды с учетом создания условий для формирования полноценного образа «Я».

4  Критерий

Проектирование среды с учетом ее характера: открытая, не замкнутая система, способная к изменению, коррекции и развитию

Показатели уровня построения ПРС включали в себя:

- учет возрастных и гендерных особенностей детей,

- учет психофизиологических факторов (зрительных, слуховых, тактильных)

- эстетическое оформление групп (спальня, приемная)

- интересы, потребности детей.

При создании предметно-развивающей среды, необходимо руководствоваться  следующими принципами:

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

- Принцип активности, самостоятельности, творчества

- Принцип трансформируемости

- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности

- Принцип эстетической организации среды

- Принцип учета половозрастных различий детей

- Принцип интеграции

- Принцип информативности

При учете принципов построения ПРС будут созданы комфортные, благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Зонирование  групп и пространства ДОУ четко продумали, и постарались создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах.

Предметный мир ДОУ обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении пространства ДОУ и группы  аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами, Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях  развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в ДОУ  созданы «научные центры». В «центре науки» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства   различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета» «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.

Помещение «Зимнего сада» разделено на несколько функциональных зон: зона для проведения занятий, зона, содержащая различные формы растений: цветы, деревья, кустарники.   Так же территория зимнего сада используется для проведения выставок поделок, сделанных руками детей и родителей.

Рисование для ребенка наряду с игрой деятельностью имеет важное значение, потому, что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.

Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская изба», которая находится в отдельном помещении на втором этаже, его очень любят дети, здесь проходят литературные вечера, посиделки, занятия посвященные истории родного края. Так же в группах созданы  «Музей кукол», «Музей кошек», « Музей ветра», «Музей Охинской славы», «Музей – Моя Россия». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Широко в среде прогимназии представлена региональная тематика.

После проведенного повторного анализа ПРС получились следующие результаты:

- распределение детских активностей:  (48%)

- гендерное развитие (равномерное развитие мальчиков и девочек)  (61 %)

-  эстетическое оформление пространства; (67 %)

-  психофизиологический комфорт  (74 %)

- трансформация пространства (62 %)

- использование материалов и оборудования с учетом принципа интеграции образовательных  областей  (68 %)

ВЫВОД

        Благодаря повышению уровня профессионального мастерства педагогов и их творческий активности пространство ДОУ и групп имеет неповторимый облик и воспринимается как особый мир  культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...

Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»

Актуальность проекта: Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание...