Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ через внеситуативно – познавательное общение в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему

Наталья Юрьевна Дымова

Данный материал поможет педагогам воспитать нравственное начало у детей дошкольного возраста через внеситуативно-позновательное общение, что способствует развитию знаний об окружающем мире, о доброте, дружбе, культуре поведения; формирует интерес к общению со взрослыми, пробуждает интерес ребенка к себе как формирующейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 «Дельфин»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников

«Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ через внеситуативно – познавательное общение в средней группе»

Выполнил:

Дымова Наталья Юрьевна

2014 г.

        В настоящее время столкнулась с проблемой социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В современных условиях дошкольного учреждения особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоритических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитание  осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали. За последние годы изменились взгляды на детей дошкольного возраста. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества.  На  основе моральных норм общения – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.  Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

        Большое значение дошкольного детства в развитии личности требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармонического развития.

        Решению задач социально нравственного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно- ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

        «Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям».

        Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников.

         Нравственное развитие ребенка 4–5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть и т. д. Это усиливает потребность в общении со сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. В одних случаях дети просто не умеют играть. И их нужно этому научить. В других случаях они проявляют грубость по отношению к товарищам. Тогда воспитатель должен дать детям образцы правильного поведения, хвалить их за положительные поступки. В большинстве своем дети этого возраста отличаются возросшей самостоятельностью. Взрослый уже не подсказывает игровые действия, а предлагает на выбор сюжеты игр и роли или поддерживает предложения детей. Дошкольники многократно повторяют игровые действия в соответствии с ролью. Например, играя в дочки-матери, они будят своих кукол, ведут их в детский сад, затем забирают домой, кормят и укладывают спать. Развитие коллективистских начал в детской среде позволяет педагогу опираться на самостоятельность дошкольников, их способность поддерживать и реализовывать правила нравственного поведения в общении друг с другом.

        На этой возрастной ступени, когда дети все больше и больше осознают правила и нормы коллективной жизни, важна определенность и последовательность в предъявлении к ним требований. Это необходимо для того, чтобы у них складывалось четкое представление о том, как следует поступать в каждой конкретной ситуации.

        Таким образом, обнаруживается необходимость специального педагогического исследования, направленного на разработку методов формирования у детей осознания значимости моральных правил и обучение конкретных действий, соответствующим этим правилам в складывающихся ситуациях.

        Подход к проблеме формирования единства нравственных знаний и поведения прослеживается в таких работах Т.А. Пономаренко, Н.М. Горопаха, С.А. Дудниковой, Т.И. Ерофеевой, Т.И. Пониманской и др. в качестве методов направленных на осознание ребенком смысла и справедливости, моральных правил.  

        Предлагаю беседы на внеситуативно–познавательном  уровне общения, доступные ребенку средней группы, следует сопровождать демонстрацией разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, картин, предметов, моделей, схем и т.п. это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них заинтересованность. По ходу беседы отдельные ситуации можно усложнять и драматизировать, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение. Желательно по ходу беседы приобщать детей к разнообразным действиям, снижая напряжение вербального диалога, который быстро утомляет.

        Непременным условием таких бесед является терпеливое выслушивание педагогам каждого ребенка. Воспитатель не спешит задавать все заготовленные вопросы. Главное, чтобы дети получили удовольствие от общения с педагогом и ощутили потребность в повторном общении. В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Важно, чтобы по ходу беседы вопросы задавал не только педагог, но и дети.

        Цель бесед: обогатить знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о доброте, милосердии, дружбе, культуре общения; развивать самосознание детей; моделировать проблемные ситуации и их решения; развивать познавательный интерес; развивать внимание, память, воображение, образное мышление; формировать интерес к общению со взрослым, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес ребенка к себе как формирующейся личности.

  1. Дорога в детский сад.

В гости к детям приходит мальчик Почемучка. Он очень много знает, но ему хочется понять, что знают дети.

Почемучка. Каждый день вы ходите по одной и той же дороги в детский сад. Вокруг вас много интересного, знакомого и незнакомого. Вот я сейчас и проверю, что вы видите и слышите, когда добираетесь до детского сада. Кто из вас самый внимательный и любознательный.

- На каком транспорте вы добираетесь до детского сада?

- С кем вы ехали или шли в детский сад? Вы всегда добираетесь с одним и тем же человеком или по дороге вам встречаются попутчики? - - Находясь в транспорте, вы сидели у окна? Что вы видели на улице? Что вы видели в окне? Какие люди стояли вокруг вас? Кто сидел рядом с вами? Во что были одеты люди? Почему?

- Запомнили ли вы номер транспорта на котором ехали в детский сад?

-  Объявлял ли водитель остановки? Если да, то какие?

- Какая погода была сегодня с утра?

- Какое у вас было настроение? Почему? Какое настроение, по вашему, было у окружающих людей?

- О чем вы разговаривали со своими попутчиками по дороге в детский сад?

- Что вас обрадовало по дороге в детский сад? Что огорчило?

- Кто шел вам навстречу? Опишите.

- когда вы пришли в детский сад, кто первым вас встретил?

- кто из детей пришел в детский сад раньше вас?

В разговор вступает педагог:

- Почемучка, дети ответили на все твои вопросы? Ты убедился, что они все знают, все замечают. Они очень внимательные. А тот, кто что-либо не заметил, обязательно в следующий раз все увидит и услышит, а потом расскажет об этом.

  1. Твоя любимая игрушка.

Говорит педагог.

- Все дети играют в игрушки и очень их любят. Сегодня я вам принесла свою любимую куклу (любую другую игрушку), с которой играла в детстве. Я до сих пор храню ее, иногда разговариваю с ней о своих радостях и бедах. А у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них.

- Почему вы любите эту игрушку?  Как вы играете этой игрушкой? Кто вам подарил ее? О чем вы разговариваете с вашей игрушкой?  Где хранится ваша игрушка? Разрешают ли вам родители выносить игрушку на улицу? Давать играть другим детям? Есть ли у вашей игрушки имя? Есть ли у вас другие игрушки? О какой игрушки вы мечтаете? Как вы думаете, о чем разговаривают ваши игрушки, когда вы уходите из дома или спите?

Педагог подводит итог:

- Берегите ваши игрушки, не ломайте их, пусть они останутся с вами на всю жизнь. Они ваши первые друзья!

        (В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей детей педагог подготавливает маршрут беседы в форме диалога, создавая ситуативную проблему).

  1. Чем отличаются и чем похожи животные и растения?
  2. Как и в какие игры можно играть с младшими детьми?
  3. Кто и зачем придумал правила поведения?
  4. Твое любимое блюдо
  5. Как можно что-либо узнать о предмете?
  6. Как правильно ухаживать за зубами?
  7. Что такое детский сад?
  8.  Как ухаживать за волосами?
  9.  Какими должны быть мальчики и девочки?
  10. Что такое улица, и по каким правилам она живет?
  11.  Как и чем можно порадовать близких?
  12.  Моя семья.
  13.  Мой друг.

          Таким образом, непринужденная форма общения наиболее результативна. Она дает ребенку возможность свободно высказываться, не боятся ошибок, развивает речь, воображение, память, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

конспект занятия по познавательному общению в средней группе "Петрушка в гостях у ребят"

занятие  по  познавательному  общению в средней группе  ""2      ...

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...

Конспект развлечения по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дружбой с детства дорожи» для детей средней группы

Цель: Формировать знания детей о дружбе и друзьях.Задачи:- Побуждать интерес  детей к театрально – игровой деятельности- Познакомить детей с правилами дружеских отношений.- Обобщить и расши...

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Как важна дружба, внимание и доброта!» для детей средней группы.

Задачи:-Познакомить детей со значением слова «комплимент», учить использовать комплименты в своей речи;-Закрепить понятие слова «друг»;- Воспитывать доброжелательное ...