Главные вкладки

    Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
    методическая разработка на тему

    Смирнова Светлана Владимировна

    Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_pedagogov.docx21.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

    Цель: расширить, углубить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.

    Занятие №1..

    Цель: мотивирование педагогов к обогащению теоретического и практического компонентов готовности.

    ЧастьI. Актуальность проблемы развития общения детей дошкольного возраста. 

    ЧастьII Беседа «Знакомство с результатами диагностики».  

                                   Ход беседы:

    1. Предположения о результатах диагностики.
    2. Знакомство с результатами диагностики в процентах, диаграммах, обобщениях.
    3. Обсуждение причин особенностей развития общения.
    4. Определение основных подходов к оптимизации общения взрослого с ребёнком.

    Часть III. Блиц-опрос

    Цель: выявить особенности знаний педагогов по данной проблеме, привлечь их к участию в лекции по этому вопросу.

    Для активизации аудитории вопросы задаются двум группам педагогов, на обдумывание даётся одна минута, за правильный ответ – 5 баллов. Критерии ответа: быстрота, правильность, умение дать обоснование.

    В первой части речь шла об актуальности проблемы развития общения в целом. Педагоги согласились, что общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

    Вторая часть.        В ходе беседы были обсуждены такие вопросы:

    1. На Ваш взгляд, каков уровень развития общения  детей Ваших групп со взрослыми?
    2. Как Вы думаете, в чём причина невысокого уровня развития общения?
    3. Влияет ли на развитие общения детей с взрослым уровень сформированности познавательных интересов?
    4. Как Вы полагаете, можно ли повысить уровень развития познавательных интересов? Если можно, то как?
    5. Какова на Ваш взгляд роль взрослого в развитии познавательных интересов?
    6. Что мешает или чего Вам не хватает для организации общения с детьми и развития у них познавательных интересов?

            Третья часть.        «Блиц-опрос» выявил знания педагогов по проблеме.

    Вопросы:

    1. Что такое общение?
    2. Какие мотивы общения Вам известны?
    3. Какие формы общения Вы знаете?
    4. Что такое внеситуативно-познавательное общение?
    5. Какова роль взрослого в развитии  внеситуативно-познавательного общения?
    6. Что такое познавательный интерес?
    7. Каковы формы становления познавательного интереса?
    8. Какие методы мотивации и стимуляции познавательного интереса Вы знаете?
    9. Какие современные технологии организации работы по развитию общения и удовлетворению познавательного интереса Вам знакомы?

    Занятие №2. Тематическая выставка «Новинки литературы».

    Цель: ознакомление педагогов с литературой по проблеме общения. Выставка оформлена в методическом кабинете        

       а)Знакомство с литературой: МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации». Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 Смирнова Е.О. Особенности общения  с дошкольниками. - М.: Академия, 2000 Снегирева Л.А.  Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. -  Минск, 1995  Лисина М.И.  Общение со взрослыми и подготовка к школе. -  Кишинев, 1987  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Ступени общения: от года до 7 лет. -  М., 1992. Арушанова А.Г.   Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999  Шипицина Л.М., Защиринская Р.В.   Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 1996

            б)Анализ литературы (положительные и отрицательные моменты, что можем использовать).

            в) Составить свой образовательный маршрут: «Я хочу прочитать…»

    Творческое задание по теме: написать рекомендации для родителей по изучению специальной литературы, связанной с проблемой общения.

    Занятие №3. Лекция « Познавательный интерес как условие развития внеситуативно-познавательного общения. »

            Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме общения и способам её решения, расширить и углубить знания педагогов по данному вопросу.

                    План:

    1. Теоретические аспекты развития общения в дошкольном возрасте.
    2. Особенности общения в старшем дошкольном возрасте.
    3. Познавательный интерес как условие оптимизации внеситуативно-познавательной формы общения.
    4. Роль взрослого в развитие познавательных интересов детей.
    5. Современные методы и технологии, способствующие развитию познавательных интересов детей.

    Занятие №4. Дискуссионный клуб: «Метод проектов как условие развития познавательных интересов детей.»

    Цель: уточнение и  расширение представлений педагогов об организации работы в процессе проектной деятельности.

    Тезисы:

    1. Педагогическая технология создания проектов.

    2. Характер участия ребенка в проектировании.

    3.Педагогическое сопровождение – необходимое условие организации педагогического процесса.

    4. Основные этапы разработки детского проекта.

    5.  Результат проекта.

           В процессе дискуссии обсуждается предложная проблема, в заключении вырабатывается коллективное решение по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.

    Мозговой штурм: темы детского проектирования в разных возрастных                        группах. Условие задания – преобладание познавательного развития дошкольников.

    Занятие №5. Клуб «Что? Где? Когда?»

    Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.

    Основные вопросы связаны с характеристиками общения, познавательного интереса в дошкольном возрасте, с современными методами развития общения детей.

    Организация: участники делятся на две команды, но не в о составе, в котором работают. Воспитатели выбирают конверт, ведущий зачитывает вопрос. Задача команд правильно ответить быстрее соперников. За каждый правильный овеет – один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

            

    Вопросы: 

    1. Что является одной из важнейших форм взаимодействия людей?
    2. Какие две сферы общения существую в дошкольном возрасте?
    3. Каковы основные категории мотивов общения?
    4. Какой мотив возникает в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового?
    5. Какие формы общения появляются и развиваются в детстве?
    6. Главные поводы для контакта детей с взрослым – практическое сотрудничество. О какой форе общения идёт речь?
    7. Дайте характеристику внеситуативно-познавательному общению.
    8. Назовите условия, необходимые для развития внеситуативно-познавательного общения ребёнка со взрослым.
    9. Назовите формы становления познавательного интереса детей.
    10. Назовите пять современных методов или технологий, позволяющих проводить работу по углублению и расширению познавательных интересов детей. Объясните свой выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

    Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

    Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

    Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

    Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

    •Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

    Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

    В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации обязательно должно быть не только положительное, эмоциональное проявление, но и дружеское взаимодействие воспитанников в к...

    Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

    Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...