Семинар для педагогов «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Анна Владимировна Дубинина

Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.

И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.

 

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом:

-быстрее запоминают материал,

-более уверены в своих силах,

-легче адаптируются в новой обстановке,

-лучше подготовлены к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов по теме:

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Уважаемые коллеги!

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Презентация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

2. Выступление воспитателя «Развитие логического мышления на занятиях по развитию речи».

3. Практическая часть. Игры.

4. Анкетирование.

5. Домашнее задание.

           Мы с вами  живём в современном обществе, где развивается  компьютеризация и нано - технологии.

 И  поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.  

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом:

-быстрее запоминают материал,

-более уверены в своих силах,

-легче адаптируются в новой обстановке,

-лучше подготовлены к школе.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

         

Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, главной формой организации является - игра.

Для дошкольников игра имеет огромное значение:

-игра - это учеба,

-игра - это труд,

-игра - это серьезная форма воспитания,

-а также способ познания окружающего их мира.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что  необходимо с дошкольного возраста  начинать работу по развитию  психических процессов: памяти, внимания, воображения,   и  логического мышления.

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс.

Мышление основано на установление связей и отношений.

 А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием. 

Виды мышления:

1. Наглядно- действенное мышление

2. Наглядно-образное мышление

3. Логическое мышление

Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений.

Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Мышление неразрывно связано  с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок  решает какие-либо задачи.

        

Методы развития логического мышления

В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения;

- практические,

-наглядные,

-словесные,

-игровые,

- проблемные,

-исследовательские.

При выборе метода учитывается ряд факторов:

-программные задачи, решаемые на данном этапе,

-возрастные и индивидуальные особенности детей,

необходимые дидактические средства.

Методы обеспечивают:

- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;

- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.

Ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).

Характерные особенности практического метода:

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

- использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Упражнения бывают коллективными – выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными – осуществляются отдельным ребёнком у мольберта или стола.

К основным мыслительным операциям  относят:

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки

 «Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент».

 Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.).  

Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

 Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д.

 Оперирование понятиями «Такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?»  

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, признакам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».

Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

Перечень развивающих игр, используемых в работе с детьми по развитию логического мышления

Блоки Дьенеша

Палочки Кьюзенеира

Квадрат Воскобовича

Кубики Никитина

Колумбово яйцо

Логический квадрат

Танргамм

Игры с чётными палочками (спичками)

Задачи-шутки,

Головоломки,

Ребусы

Лабиринты

Волшебный круг

Головоломка Пифагора

Вьетнамская игра

ТРИЗ

Монгольская игра

Геоконт

Чудо-соты

Шнур-затейник

Листик

ИТОГ  

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным.

ОПРОС: В каких видах  деятельности  мы используем элементы логического мышления?

Игровом,  НОД……

II.  ВЫСТУПЛЕНИЕ  педагога  ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА  д.с. № 17

III. ИГРЫ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – Аникина Т.В. – педагог - психолог

IV.  Анкетирование

Анкета

Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

1. Как вы понимаете что такое «Интеллектуальное развитие?»_______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие методы и приёмы вы используете при развитии логического мышления?_______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В какой непосредственно-образовательной деятельности Вы используете элементы логического мышления?________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Испытываете ли Вы трудности при подборе заданий по данному разделу? В какой области НОД?________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Какие виды игр Вы используете чаще всего? Перечислите их______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как Вы отражаете данную проблему в работе с родителями?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Выставка Методической литературы и подборка игр по логическому мышлению.

VI.  Домашнее задание

Разработать конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с элементами логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений   в развитии логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста»...