Формирование целостной картины мира.
статья (старшая группа) на тему

ознакомление с природой старших дошкольников в совместной деятельности педагогов с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование целостной картины мира, ознакомление с природой старших дошкольников в совместной деятельности педагогов с детьми.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей ».

В. А. Сухомлинский.

Мы любим все красивое, ведь «Красота - спасет мир», мы любим яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его ,дает богатую пищу для детского развития. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира ,тем больше у него вопросов. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений, событий.

Основная  задача взрослого состоит в том, чтобы  помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, взаимосвязей и взаимодействии реальности. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания. Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне  определенное место. Старший дошкольный возраст является периодом включения в исследовательское познание, поиск истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребёнка представлениями о мире, человеке, самом себе. Дети овладевают методами познаниями: анализ, сравнение, наблюдение, понимание. Происходит постепенное освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, ответственность и др. В воспитательный процесс вплетаются люди ( персонажи), их мысли, переживания, поступки, традиции и ребёнок становится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. В се образовательные области связаны друг с другом: читая ребёнку – он познает, познавая – черпает информацию из книги, рассказывает о том, что узнал, взаимодей1ствует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.                                                                                                                                     Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира. Познавательное развитие ребёнка традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. Изучение того и другого невозможно без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствия их нарушения. Сейчас гораздо важнее чтобы ребёнок понимал причинно-следственные связи  внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных ( животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ4 формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, их сохранность – обязанность человека. Большое значение имеет изучение истории, культуры, наряду с традициями других народов. Знания и навыки по формированию целостной картины мира даются не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и совместной деятельности. Необходимые условия для ознакомления с природой – это создание предметно-окружающей среды при сохранении трёх принципов: активности – то есть побуждении к действию, стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется, комфортности – всем удобно.

Ознакомление с природой начинается уже с порога группы: в раздевалке находится макет дерева «берёзы», который оформляется в соответствии с сезонами совместно с детьми.

Нет сомнения, что совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их, задавать вопросы: « как это сделать?», « Что будет, если…?», « Давай посмотрим, что произойдёт!». В этом помогает экспериментирование: проводились опыты « Извержение вулкана», « Зачем человеку кожа?», « Переход воды в лёд и обратно» и др. Человек должен учиться у природы. Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель.Наблюдая за птицами создали самолёт: наблюдая за рыбами сделали корабль: наблюдая за насекомыми создали дельтоплан и т.д. Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, проводятся конкурсы « Вместе с мамой, вместе с папой». Работает кружок «Очумелые ручки» - изготовление поделок из бросового материала ( кормушки, игрушки и т.п.). Создание поделок даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя, применить на практике полученные знания и навыки. Широко используется в группе детский дизайн: « Осень в гости к нам пришла», « Зима идёт», «Ай, да масленица», « Весенний сад». Пусть поделки, картины пока ешё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения. Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий. Например: по теме « Жители севера» - изготавливался макет посёлка оленеводов. Открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, стихи поэтов, песенки, загадки, рассказы, сказки. Сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. В работе используется театральная деятельность: это мюзиклы и праздник и. В этом виде совместной деятельности формируется правильная речь, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание. Детям нравится быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребёнок выступает с удовольствием. Досуговая деятельность проводится каждую пятницу по разным направлениям и темам. Так например: « Всемирный день моря» «Животный мир России» и много других. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Работа с родителями даёт положительные результаты. Дети вместе с родителями готовили доклады: « Мой домашний питомец», «Животные нашей планеты». Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и от нас педагогов. Организация совместной деятельности невозможна без игры. Игра – это искорка, зажигающая огонёк пытливости. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В своей работе используем игровые технологии : дидактические игры: « Времена года», « С какого дерева листик?», « Чей домик?», « Узнай по голосу», « Чей след?», « Кто где живёт ?» и др. Словесные игры:   «Съедобное – несъедобное», « Да – нет», « Узнай по описанию» и т.д. Подвижные игры: « Я – змея, змея …», «Море волнуется», « Рыбаки и рыбки» и другие. Чтение художественной литературы является неотъемлемой частью совместной деятельности с дошкольниками. Чтение произведений о природе помогают обогащать детей знаниями, учат глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на детей, они переживают ход событий , мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Важно сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. В завершении хотелось бы процитировать одну китайскую пословицу: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ.

Цель: формировать представления о празднике новый год.Задачи:•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;•Продолжать учить отгадывать загадки;•Учить дава...

Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель:  познакомить с названиями профессий. Задачи:  показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ.

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ....