Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Закладывать основы гуманистического отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_rasteniy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по теме

 "В мире растений»

Цель. Закладывать основы гуманистического отношения к природе

Задачи:

  1. учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей.
  2. развивать умение рассказывать по схемам-моделям.
  3. воспитывать любознательность, внимание, логическое мышление.
  4. Продолжать формировать позитивное отношение к природе

 .

Демонстрационный материал:

  • солнце,
  • цветы,
  • листики (зеленые, желтые),
  • яблоко,
  • пчела,
  • дерево.

Предшествующая работа.

  • Чтение рассказа К.Ушинского “История одной яблоньки”.
  • Наблюдение на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Работа по схемам-моделям.
  • Дидактические игры “Когда это бывает?; “Правила друзей леса”.
  • Настольная игра “Наш сад”.
  • Рассматривание репродукций картин известных художников.
  • И.И. Левитан. “Золотая осень”, “Яблоневый сад”, И. Шишкин “Зима”.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пойдем в большой сад, где растет много разных растений. С одним из них мы познакомимся и узнаем, как его называют. Чтобы лучше узнать это дерево, мы должны побывать около него зимой, весной, летом и осенью.

Отгадайте, в какое время года мы начнем знакомиться с нашим деревом:

Вот поднялся ветерок,
Набежали тучи.
И пошел, пошел снежок
Мелкий да колючий.
Посыпал он как крупой
Все дорожки наши.
Только из такой крупы
Не наваришь каши.

Правильно, с нашим деревом мы начнем знакомиться зимой. Когда надеваем зимнюю одежду, шапки, шубы, варежки и валенки и идем в сад на лыжах.

Мы на лыжах в сад идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вот мы и в саду.

Посмотрите на эту модель, на дерево и расскажите все, что знаете о зиме. (На улице холодно, идет снег, деревья стоят голые, на их веточках нет ни одного листика).

А где же зимой находится солнышко?

Дети. Оно находится низко.

Воспитатель. Прикрепим солнышко чуть выше верхушки дерева.

Какое красивое дерево стоит в нашем саду! Давайте рассмотрим его веточку. Посмотрите, да к ней прилепились какие-то продолговатые шарики. Отгадайте загадку.

Это домики для листьев
Открываются весной,
И из каждого выходит
К нам листочек молодой.

Вы догадались, что это за продолговатые шарики? (Почки.)

Кто из вас понял, что такое почка?

Дети. Это – туго свернутые маленькие листочки.

Воспитатель. А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками?

Дети. Чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода.

Воспитатель. Сейчас, я покажу вам модели, а вы попробуйте определить, к какому времени года они относятся (солнце ярко греет, капают сосульки, появляется зеленая травка, раскрывается почка, на деревьях появляются листочки).

Воспитатель. Пока мы с вами беседовали, солнышко высоко поднялось над верхушкой нашего дерева. Под нашим деревом появилась зеленая травка. А что же появилось из почки? (Маленькие зелененькие листочки.) Приложите листики к почкам.

Ребята, а как вы думаете, растения какую любят почву?

Дети. Мягкую, влажную, рыхлую.

Воспитатель. Мы сейчас с ребятами лейки и грабли возьмем земельку под нашим деревом взрыхлим и польем.

За мной, за мной ребята,
Вот вам лейки и лопата.
В сад пойдем,
Землю черную взрыхлим.
Мы вскопаем землю.
В руки лейки мы возьмем,
Наше дерево польем.
Будет дерево цвести
Радовать нас новым урожаем.

Воспитатель. Вот мы с вами землю взрыхлили, полили наше дерево и на нем появились красивые цветочки. Возьмите и приложите их рядом с листиками на веточки дерева.

Психологическая разгрузка.

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы любим эту чудесную яблоньку. Спасибо тебе природа за создание этих красот! Вот мы и отдохнули.

Но в саду не только растут деревья, но и обитают представители животного мира. Догадайтесь, кто это?(Насекомое.)

Воспитатель. (Рядом с деревом появляется пчела.)

Вы посмотрите!
Прилетела пчелка,
Села на цветок…
Немного посидела
И на другой перелетела.
У пчелы полно хлопот,
Добывать ей надо мед.
Она по цветкам летает,
Вашему дереву помогает.

Кто расскажет, как пчела помогает дереву?

Дети. В цветках кроме сладкого меда находится нежная пыльца, которую пчела переносит от цветка к цветку. Происходит чудо, на деревьях и кустарниках появляются ягоды и фрукты.

Воспитатель.

Солнце будет греть.
Дождик поливать,
Фрукты да ягоды
Будут созревать.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на веточках нашего дерева творятся чудеса. Исчезли цветы, и на их месте появились маленькие зелененькие шарики, которые быстро начали расти и превратились…

Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Вы догадались, что это?

Воспитатель (показывает детям яблоко). Правильно, это яблоко. Уберите цветы с дерева и наложите на их место яблоки. Ребята, вы узнали, как называется это дерево? (Яблоня.)

А теперь передавайте это яблоко друг другу и скажите, какое оно (круглое, румяное, красивое, сладкое, вкусное, сочное, аппетитное).

Воспитатель. Какая польза человеку от яблок, которые растут на яблоне?

Дети: Яблоки очень вкусные и полезные, из них делают повидло, мармелад, сок, пюре, пекут пироги, в них много витаминов.

Воспитатель. Как много яблок выросло на нашей Яблоньке! Веточки ее от тяжести к земле клонятся. Пошли наши дети помогать Яблоньке, осторожно, не ломая веток, освободили ее от яблочек. Вдруг они заметили, что зеленые листики стали желтыми. Посмотрели они на Солнышко, а оно вниз опустилось, у самой верхушки Яблони находятся. (Дети убирают зеленые листья и яблоки и прикладывают на их место желтые.) Налетели ветры буйные, сорвали они желтые листья, и осталась наша Яблонька голая. И вдруг:

С нахмуренной тучи
Снежинка слетела.
Зимою их много
Летают, кружатся,
На лес, на дорогу,
На поле ложатся.
А та покружилась
У яблоньки и под елкой
В саду до тепла
Задремала надолго.

Ребята, а как вы думаете, почему растения не растут и не цветут зимой?

Дети. Зимой холодно, мало света, почва замерзла, нет влаги.

Воспитатель. Так может, они погибли?

Дети. Нет, они засыпают и спят до самой весны. Когда мало света, листья желтеют, а когда становится холодно – листья опадают.

Воспитатель. А сейчас я хочу вам предложить решить задачу. А что будет, если кто-нибудь оборвет все почки с дерева: (не будет зеленых листочков, не расцветут цветочки, погибнет пчела, не вырастут яблоки, исчезнут семена, не вырастет новая яблонька).

Так давайте, ребята, будем бережно относиться ко всем деревьям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе "Уход за комнатными растениями".

Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»

Программные задачи:— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;— развивать любознательность;— развивать ценностное отношение к природе родного края;&mdash...