конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе

 «Путешествие в Подземное царство»

Программные задачи:

-познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и   некоторых почвенных обитателей;

-        учить детей размышлять, делать выводы, формулировать и обобщать
результаты опытов, развивать воображение;

  1. показать на основе опытов, что в почве есть вода, воздух, перегной, глина, песок, соли, помочь детям прийти к выводу, что она необходима живой природе;
  2. прививать бережное отношение по отношению  к природе;

-        активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно -
экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы:

Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.

Методические приемы:

вопросы, указания, художественное  слово, показ презентации, игры, пальчиковая  гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика  для глаз.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости   почвы для жизни    всего живого, трудовая деятельность    детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение     произведений о насекомых и  пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание    загадок, разучивание  стихотворений, просмотр  мультфильма по произведению    Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

Интеграция  образовательных областей: Познание, физическая культура, коммуникация,  музыка, социализация, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок -  мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.

(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)

- А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо)

Да это письмо от  Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет?

Дорогие ребята!

Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и

вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это

не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!

Хотите с  ними познакомиться? Тогда  отправимся  в путешествие  по волшебной  тропинке.

Воспитатель:

- Ребята, вот  я  вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок

А, это тот  самый  волшебный ключ. Но чтобы попасть в  Подземное царство  нужно  сказать волшебные слова : «Абра- кадабра , сим - соломин! Открывайся  дверь!»  у

Воспитатель:

Ой, как темно  здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка.  Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!

Боровичок:

Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном  царстве!

-Хотите узнать о нем побольше?

Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку  люблю, и много о ней знаю. И  сейчас вы узнаете,  из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

 Но сначала отгадайте  загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -

А я все терплю и всем добром плачу.

(почва)

 -А что же такое почва?

 -Как вы думаете дети?

  (ответы  детей)

-Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле.   В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь - это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

-Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения  создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом

образуют почву.

Воспитатель:

А что содержится    в почве,    мы сейчас узнаем. Садись с нами Боровичок и

посмотришь, как ребята будут проводить опыты.

Опыт №1 (слайд)

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,

то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.

- Какой   вывод   можно   сделать исходя   из результатов   опыта? (в почве есть
воздух)

Воспитатель:

Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.

  1. Откуда она берется в почве? (ответы детей)
  2. Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

Опыт №2 (слайд)

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло.

Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта)

Воспитатель:

-        Почва - это верхний плодородный    слой земли, который питает и кормит
растения.

-        Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей)

-        Почва плодородна, потому что в ней    содержатся вещества, необходимые
растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.

  1. И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют)

Опыт №3

  1. Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели?
  2. Правильно, песок,   камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной.

Воспитатель  (подводит итог  опытов)

Физкультминутка:
Это легкая забава   (повороты туловища вправо —влево)
Повороты вправо - влево.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.        
(приседания)

Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте,        
(ходьба на месте)

Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель:

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить.

-        Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-        Кто живет под землей? (ответы детей)
Боровичок:

А сейчас   я загадаю   вам   загадку про   одного из подземных жителей, а вы

попробуйте ее разгадать.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Воспитатель:

. Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот

-        небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где
рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему?
Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет
прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких
норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что
он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его
внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для
рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для
грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и
толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и  постарайтесь запомнить.

Боровичок:      

 Отгадайте  о ком  загадка.

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

 А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.  (Дождевой червь)

 Воспитатель:

Дождевой червь  всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев.

Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно

увидеть во время дождя.

Вот такое стихотворение      о дождевом    черве сочинила писательница Юлия

Богодист (сценка)

В сильный ливень грозовой, В луже на дороге,

Мне попался дождевой Червячок под ноги...

Все раскрыли зонтики...

 По домам бежали...

Дождевые червяки –

Под дождем лежали.

Попросил я червяка:

«Ты скажи мне честно,

 Может все же червякам

Под землею тесно?»

«Или вас дождливым днем

Мамы отругали...

Вы обиделись и всё!

Разом - убежали.»

Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!!!

«Под землёю - благодать,

Мир и процветание!

Мы выходим погулять –

Вместе, за компанию».

Червяка я отпустил:

Приближался ужин,

И с друзьями побежал,

Погулять по лужам...

-Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей)

  1. Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним?
  2. Пользу или вред приносят дождевые червяки почве?

Подвижная игра «Деревья и червячки»

Боровичок:

Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете:

Погляди на молодцов : веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей)

 Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится   под землей.  Каждый муравей выполняет свою работу:  муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве.

Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес

А как называется дом муравьев?

Дети. Муравейник.

Боровичок:

Попробуйте отгадать еще одну загадку:

Маленький рост длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка)

Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

Пальчиковая  гимнастика  «Норка»

Воспитатель 

- А теперь подумайте  и скажите  как подземные жители,  живущие  в  почве,

улучшают ее плодородие?

- Послушайте.   Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко

проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают

плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе

взаимосвязано.

Человек тоже  часть природы -  самое разумное существо на планете.  Но зачастую  люди  сами  разрушают  свою планету.  Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций)

Гудят заводы, всюду пыль,

 Бежит, дымит автомобиль,

 А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут,

А чтоб построить нам заводы

- Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша Земля,

От растений нет и следа

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. 

-Как же мы можем уберечь  нашу Землю от  гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). 

Боровичок:

- А сейчас  я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили.

Игра  «Да и нет»

Педагог подводит итог занятия.

-Сегодня  мы побывали  с Вами в Подземном  царстве,   познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-

Боровичок:

 Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали

Ну а мне пора  в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка  домой за порядком следить, да червей  дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши   много знают, и будут ее беречь,   оберегать «поземных жителей» от беды.

.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе

 «Путешествие в Подземное царство»

Программные задачи:

-познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и   некоторых почвенных обитателей;

-        учить детей размышлять, делать выводы, формулировать и обобщать
результаты опытов, развивать воображение;

  1. показать на основе опытов, что в почве есть вода, воздух, перегной, глина, песок, соли, помочь детям прийти к выводу, что она необходима живой природе;
  2. прививать бережное отношение по отношению  к природе;

-        активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно -
экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы:

Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.

Методические приемы:

вопросы, указания, художественное  слово, показ презентации, игры, пальчиковая  гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика  для глаз.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости   почвы для жизни    всего живого, трудовая деятельность    детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение     произведений о насекомых и  пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание    загадок, разучивание  стихотворений, просмотр  мультфильма по произведению    Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

Интеграция  образовательных областей: Познание, физическая культура, коммуникация,  музыка, социализация, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок -  мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.

(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)

- А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо)

Да это письмо от  Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет?

Дорогие ребята!

Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и

вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это

не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!

Хотите с  ними познакомиться? Тогда  отправимся  в путешествие  по волшебной  тропинке.

Воспитатель:

- Ребята, вот  я  вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок

А, это тот  самый  волшебный ключ. Но чтобы попасть в  Подземное царство  нужно  сказать волшебные слова : «Абра- кадабра , сим - соломин! Открывайся  дверь!»  у

Воспитатель:

Ой, как темно  здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка.  Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!

Боровичок:

Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном  царстве!

-Хотите узнать о нем побольше?

Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку  люблю, и много о ней знаю. И  сейчас вы узнаете,  из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

 Но сначала отгадайте  загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -

А я все терплю и всем добром плачу.

(почва)

 -А что же такое почва?

 -Как вы думаете дети?

  (ответы  детей)

-Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле.   В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь - это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

-Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения  создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом

образуют почву.

Воспитатель:

А что содержится    в почве,    мы сейчас узнаем. Садись с нами Боровичок и

посмотришь, как ребята будут проводить опыты.

Опыт №1 (слайд)

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,

то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.

- Какой   вывод   можно   сделать исходя   из результатов   опыта? (в почве есть
воздух)

Воспитатель:

Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.

  1. Откуда она берется в почве? (ответы детей)
  2. Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

Опыт №2 (слайд)

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло.

Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта)

Воспитатель:

-        Почва - это верхний плодородный    слой земли, который питает и кормит
растения.

-        Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей)

-        Почва плодородна, потому что в ней    содержатся вещества, необходимые
растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.

  1. И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют)

Опыт №3

  1. Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели?
  2. Правильно, песок,   камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной.

Воспитатель  (подводит итог  опытов)

Физкультминутка:
Это легкая забава   (повороты туловища вправо —влево)
Повороты вправо - влево.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.        
(приседания)

Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте,        
(ходьба на месте)

Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель:

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить.

-        Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-        Кто живет под землей? (ответы детей)
Боровичок:

А сейчас   я загадаю   вам   загадку про   одного из подземных жителей, а вы

попробуйте ее разгадать.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Воспитатель:

. Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот

-        небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где
рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему?
Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет
прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких
норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что
он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его
внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для
рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для
грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и
толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и  постарайтесь запомнить.

Боровичок:      

 Отгадайте  о ком  загадка.

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

 А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.  (Дождевой червь)

 Воспитатель:

Дождевой червь  всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев.

Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно

увидеть во время дождя.

Вот такое стихотворение      о дождевом    черве сочинила писательница Юлия

Богодист (сценка)

В сильный ливень грозовой, В луже на дороге,

Мне попался дождевой Червячок под ноги...

Все раскрыли зонтики...

 По домам бежали...

Дождевые червяки –

Под дождем лежали.

Попросил я червяка:

«Ты скажи мне честно,

 Может все же червякам

Под землею тесно?»

«Или вас дождливым днем

Мамы отругали...

Вы обиделись и всё!

Разом - убежали.»

Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!!!

«Под землёю - благодать,

Мир и процветание!

Мы выходим погулять –

Вместе, за компанию».

Червяка я отпустил:

Приближался ужин,

И с друзьями побежал,

Погулять по лужам...

-Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей)

  1. Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним?
  2. Пользу или вред приносят дождевые червяки почве?

Подвижная игра «Деревья и червячки»

Боровичок:

Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете:

Погляди на молодцов : веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей)

 Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится   под землей.  Каждый муравей выполняет свою работу:  муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве.

Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес

А как называется дом муравьев?

Дети. Муравейник.

Боровичок:

Попробуйте отгадать еще одну загадку:

Маленький рост длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка)

Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

Пальчиковая  гимнастика  «Норка»

Воспитатель 

- А теперь подумайте  и скажите  как подземные жители,  живущие  в  почве,

улучшают ее плодородие?

- Послушайте.   Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко

проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают

плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе

взаимосвязано.

Человек тоже  часть природы -  самое разумное существо на планете.  Но зачастую  люди  сами  разрушают  свою планету.  Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций)

Гудят заводы, всюду пыль,

 Бежит, дымит автомобиль,

 А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут,

А чтоб построить нам заводы

- Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша Земля,

От растений нет и следа

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. 

-Как же мы можем уберечь  нашу Землю от  гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). 

Боровичок:

- А сейчас  я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили.

Игра  «Да и нет»

Педагог подводит итог занятия.

-Сегодня  мы побывали  с Вами в Подземном  царстве,   познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-

Боровичок:

 Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали

Ну а мне пора  в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка  домой за порядком следить, да червей  дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши   много знают, и будут ее беречь,   оберегать «поземных жителей» от беды.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Одежда. Обувь . Головные уборы"

С помощью  занятия "Одежда. Обувь . Головные уборы"  дети учатся  дифференцировать виды одежды по временам года; называть ее части. Закреплляют знания названий предметов одежды, обуви, ...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья"

Продолжаем проект "Моя семья" и я предлагаю конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья" с целью углубления представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях ).Семь...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....