Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тихонова Эльза Юрьевна

Программные задачи:

— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;

— развивать любознательность;

— развивать ценностное отношение к природе родного края;

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу, расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи,

— развивать связную речь детей;

— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»

Программные задачи:

— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;

— развивать любознательность;

— развивать ценностное отношение к природе родного края;

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу, расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи,

— развивать связную речь детей;

— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, ландыш, сироп, отвар, плоды, витамины.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, альбома о лекарственных растениях, чтение стихов, рассказов, изготовление атрибутов к играм, разучивание физминутки.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о лекарственных растениях нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Наш край называется Чувашией.

А как ещё называют наш край?

Ещё наш край называют Чувашская Республика.

Воспитатель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Ребята, а вы знаете как называют такие растения?

Такие растения называют лекарственными.

Воспитатель: Да, травы, цветы собирают, сушат, делают из них сиропы, настойки, капли, мази. Давайте и мы с вами больше узнаем о некоторых лекарственных растениях нашего края. Для этого мы отправимся в путешествие. Ребята, а вот и дорожка по которой мы пойдём. Посмотрите, какое растение растёт у дороги и тут, и там. Что же это за растение, послушайте про него загадку.

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,

Но однажды людям добрым раны вылечить помог

(Подорожник)

Воспитатель: Правильно ребята это подорожник — лекарственное растение. Если вы упадёте, разобьёте коленки надо приложить к ранке лист подорожника. Как называется это растение?

Подорожник.

Чем оно помогает людям?

Лечит ранки.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Смотрите куда привела нас тропинка?

На луг.

Вы ощущаете аромат (по группе распространяется аромат ромашки и календулы)? Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите как красиво кругом! Отгадайте загадку.

Стоит в поле кудряшка, белая рубашка

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Воспитатель: Ребята найдите на нашем лугу ромашки. Ромашка это не просто цветок, а лекарственное растение. Что лечит ромашка?

Ромашка лечит горло.

Воспитатель: Вспомните, что мы делали зимой из отвара ромашки?

Мы отваром ромашки полоскали горло.

А для чего мы это делали?

Чтобы меньше болеть.

Воспитатель: Кто знает стихотворение про ромашку?

Маленькое солнце на моей ладошке

Белая ромашка на зелёной ножке

С белым ободочком жёлтые сердечки,

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Воспитатель: Ребята послушайте ещё одну загадку.

Он заметный золотой, постарел и стал седой.

И как только поседел — вместе с ветром улетел.

(Одуванчик)

Найдите на нашем лугу одуванчики. Это тоже лекарственное растение. Чем полезен одуванчик?

Одуванчик лечит кашель.

Воспитатель: Правильно, а ещё в листиках одуванчика много витаминов их добавляют в салат. А из корней одуванчика делают вот такой сироп. Который не только помогает при кашле, но и оздоравливает организм. Ребята, а кто знает стихотворение про одуванчик?

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик

Вырастет, нарядится в беленькое платьице.

Белое, воздушное, ветерку послушное.

Воспитатель: Так как называется это растение?

Это растение одуванчик.

Чем оно полезно?

Одуванчик помогает при кашле.

Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Воспитатель: А сейчас ребята представьте что вы цветочки, мы с вами отдохнём (дети одевают шапочки цветов).

ФИЗМИНУТКА

На лугу весною выросли цветочки

(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись

(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)

Солнышку цветочки открыли лепесточки

(ладони вверх, вниз)

На лужайке по утру, цветы затеяли игру

(берутся за руки, идут по кругу)

1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире

(остановились, отходят назад).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите какой красивый куст встретился на нашем пути.

Я на розу так похож

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(Шиповник)

В плодах шиповника много витаминов.

В детском саду по утрам мы пьём отвар шиповника.

Для чего?

Чтобы не болеть.

Воспитатель: А ещё из плодов шиповника делают сироп. После занятия мы попьём чай с этим сиропом. Ребята, а у меня ещё есть загадка, послушайте.

Белые горошки на зелёной ножке.

(Ландыш)

Ландыш не просто красивый цветок, но ещё и лекарственное растение. Капли из ландыша помогают при болезнях сердца. Кто знает стихотворение о ландыше?

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется его задень — он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг и птицы, и цветы вокруг.

Воспитатель: Как называется это растение?

Это растение называется ландыш. Чем полезен ландыш?

Ландыш лечит сердце.

Ребята, слышите, кто — то плачет. Кто же это может быть? Давайте посмотрим (на стуле сидит Красная Шапочка и плачет). Ребята, кто это?

Это Красная Шапочка.

Воспитатель: Красная Шапочка, что случилось, почему ты плачешь?

Красная Шапочка: Вы знаете, у меня заболела бабушка, а лекарств в лесу нет. Я не знаю, что делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что надо сделать?

Надо найти лекарственное растение.

Красная Шапочка: А я не знаю какие растения нужны.

Воспитатель: А мы тебе поможем. Чем заболела твоя бабушка?

Красная Шапочка: У моей бабушки болит горло, она кашляет, а еще у неё заболело сердце.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое растение лечит горло?

Горло лечит ромашка.

Кто-то из детей находит ромашку и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Какое растение помогает при кашле?

При кашле помогает одуванчик.

Кто-то из детей находит одуванчик и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Какое растение помогает при болях в сердце?

Если болит сердце, нужен ландыш.

Кто-то из детей находит ландыш и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Ребята, а какое растение мы посоветуем бабушке для укрепления организма.

Для укрепления организма нужны плоды шиповника.

Воспитатель: Красная Шапочка, возьми эти плоды шиповника для бабушки.

Красная Шапочка: Спасибо ребята за помощь. Теперь я знаю чем лечить бабушку. Примите от меня в подарок вот это печение, которое я испекла сама. Мне пора идти. До свиданья ребята.

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. О чём вы сегодня узнали?

Мы узнали о лекарственных растениях нашего края.

Воспитатель: Назовите лекарственные растения нашего края, о которых вы сегодня узнали.

Подорожник, ромашка, одуванчик, ландыш, шиповник.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами помоем руки и будем пить чай с печеньем и сиропом шиповника.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»

Программные задачи:

— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;

— развивать любознательность;

— развивать ценностное отношение к природе родного края;

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу, расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи,

— развивать связную речь детей;

— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, ландыш, сироп, отвар, плоды, витамины.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, альбома о лекарственных растениях, чтение стихов, рассказов, изготовление атрибутов к играм, разучивание физминутки.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о лекарственных растениях нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Наш край называется Чувашией.

А как ещё называют наш край?

Ещё наш край называют Чувашская Республика.

Воспитатель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Ребята, а вы знаете как называют такие растения?

Такие растения называют лекарственными.

Воспитатель: Да, травы, цветы собирают, сушат, делают из них сиропы, настойки, капли, мази. Давайте и мы с вами больше узнаем о некоторых лекарственных растениях нашего края. Для этого мы отправимся в путешествие. Ребята, а вот и дорожка по которой мы пойдём. Посмотрите, какое растение растёт у дороги и тут, и там. Что же это за растение, послушайте про него загадку.

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,

Но однажды людям добрым раны вылечить помог

(Подорожник)

Воспитатель: Правильно ребята это подорожник — лекарственное растение. Если вы упадёте, разобьёте коленки надо приложить к ранке лист подорожника. Как называется это растение?

Подорожник.

Чем оно помогает людям?

Лечит ранки.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Смотрите куда привела нас тропинка?

На луг.

Вы ощущаете аромат (по группе распространяется аромат ромашки и календулы)? Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите как красиво кругом! Отгадайте загадку.

Стоит в поле кудряшка, белая рубашка

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Воспитатель: Ребята найдите на нашем лугу ромашки. Ромашка это не просто цветок, а лекарственное растение. Что лечит ромашка?

Ромашка лечит горло.

Воспитатель: Вспомните, что мы делали зимой из отвара ромашки?

Мы отваром ромашки полоскали горло.

А для чего мы это делали?

Чтобы меньше болеть.

Воспитатель: Кто знает стихотворение про ромашку?

Маленькое солнце на моей ладошке

Белая ромашка на зелёной ножке

С белым ободочком жёлтые сердечки,

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Воспитатель: Ребята послушайте ещё одну загадку.

Он заметный золотой, постарел и стал седой.

И как только поседел — вместе с ветром улетел.

(Одуванчик)

Найдите на нашем лугу одуванчики. Это тоже лекарственное растение. Чем полезен одуванчик?

Одуванчик лечит кашель.

Воспитатель: Правильно, а ещё в листиках одуванчика много витаминов их добавляют в салат. А из корней одуванчика делают вот такой сироп. Который не только помогает при кашле, но и оздоравливает организм. Ребята, а кто знает стихотворение про одуванчик?

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик

Вырастет, нарядится в беленькое платьице.

Белое, воздушное, ветерку послушное.

Воспитатель: Так как называется это растение?

Это растение одуванчик.

Чем оно полезно?

Одуванчик помогает при кашле.

Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Воспитатель: А сейчас ребята представьте что вы цветочки, мы с вами отдохнём (дети одевают шапочки цветов).

ФИЗМИНУТКА

На лугу весною выросли цветочки

(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись

(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)

Солнышку цветочки открыли лепесточки

(ладони вверх, вниз)

На лужайке по утру, цветы затеяли игру

(берутся за руки, идут по кругу)

1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире

(остановились, отходят назад).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите какой красивый куст встретился на нашем пути.

Я на розу так похож

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(Шиповник)

В плодах шиповника много витаминов.

В детском саду по утрам мы пьём отвар шиповника.

Для чего?

Чтобы не болеть.

Воспитатель: А ещё из плодов шиповника делают сироп. После занятия мы попьём чай с этим сиропом. Ребята, а у меня ещё есть загадка, послушайте.

Белые горошки на зелёной ножке.

(Ландыш)

Ландыш не просто красивый цветок, но ещё и лекарственное растение. Капли из ландыша помогают при болезнях сердца. Кто знает стихотворение о ландыше?

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется его задень — он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг и птицы, и цветы вокруг.

Воспитатель: Как называется это растение?

Это растение называется ландыш. Чем полезен ландыш?

Ландыш лечит сердце.

Ребята, слышите, кто — то плачет. Кто же это может быть? Давайте посмотрим (на стуле сидит Красная Шапочка и плачет). Ребята, кто это?

Это Красная Шапочка.

Воспитатель: Красная Шапочка, что случилось, почему ты плачешь?

Красная Шапочка: Вы знаете, у меня заболела бабушка, а лекарств в лесу нет. Я не знаю, что делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что надо сделать?

Надо найти лекарственное растение.

Красная Шапочка: А я не знаю какие растения нужны.

Воспитатель: А мы тебе поможем. Чем заболела твоя бабушка?

Красная Шапочка: У моей бабушки болит горло, она кашляет, а еще у неё заболело сердце.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое растение лечит горло?

Горло лечит ромашка.

Кто-то из детей находит ромашку и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Какое растение помогает при кашле?

При кашле помогает одуванчик.

Кто-то из детей находит одуванчик и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Какое растение помогает при болях в сердце?

Если болит сердце, нужен ландыш.

Кто-то из детей находит ландыш и даёт Красной Шапочке.

Воспитатель: Ребята, а какое растение мы посоветуем бабушке для укрепления организма.

Для укрепления организма нужны плоды шиповника.

Воспитатель: Красная Шапочка, возьми эти плоды шиповника для бабушки.

Красная Шапочка: Спасибо ребята за помощь. Теперь я знаю чем лечить бабушку. Примите от меня в подарок вот это печение, которое я испекла сама. Мне пора идти. До свиданья ребята.

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. О чём вы сегодня узнали?

Мы узнали о лекарственных растениях нашего края.

Воспитатель: Назовите лекарственные растения нашего края, о которых вы сегодня узнали.

Подорожник, ромашка, одуванчик, ландыш, шиповник.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами помоем руки и будем пить чай с печеньем и сиропом шиповника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира ”Путешествие маленьких космонавтиков.”

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие маленьких космонавтиков"...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: "Путешествие в прошлое одежды".

Программное содержание занятия:  знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе "Уход за комнатными растениями".

Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой....

Конспект занятия ООД Формирование целостной картины мира «Путешествие по сети интернет» + презентация для детей

Конспект занятия ООД   Формирование целостной картины мира «Путешествие по сети интернет» + презентация для детей...