Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены и обоснованы педагогические условия использования метода проектов для воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_statya.docx53.97 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Круглякова Юлия Николаевна

Воспитатель ГБДОУ №77

комбинированного вида

г. Санкт-Петербурга

Приморский район

Актуальность проекта.

С конца 80-х - начала 90-х годов 20 века в нашей стране начался процесс социальной и культурной трансформации. Кардинально изменились экономические основы общества, отношение к этническим ценностям. Социальные потрясения, массовые миграционные процессы населения способствуют смешению представителей различных национальностей.  Это характерно для Санкт-Петербурга, где проживают представители более чем 100 национальностей бывшего СССР. Возросла социальная напряженность, в основе которой – враждебность по отношению к представителям другой национальности, неприятие ценностей и особенностей других этносов.

         В этой связи воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

Обращение к этой проблематике связано с тем, что детский сад посещают дети разных национальностей. Будни нашего города дают ребёнку много впечатлений: дети бывают в общественных местах: музеях, театрах, парках. Воспитанники обращают внимание на своеобразный внешний вид гостей города, характерные черты их лиц, звуки нерусской речи. Всё это рождает любознательность, иногда вызывает недоумение, суждения же и выводы детей зачастую бывают поверхностными, так как в силу возрастных особенностей дошкольники не имеют необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнические проблемы, не имеют общей культуры и психологической готовности к участию в них.  К сожалению, можно констатировать факты нетерпимого, конфликтного отношения детей к представителям другой национальности, начиная с дошкольных учреждений. Имеют место такие проявления, как смех, испуг при встрече с ними, отказ вступать в общение.

        Поэтому становится очевидной необходимость развития этнотолерантности в дошкольных образовательных учреждениях посредством создания специальных условий.

Развитие толерантности особенно значимо в дошкольном возрасте, так как ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Актуальными становятся вопросы: «Какие педагогические условия необходимы для развития этнотолерантности ребёнка старшего дошкольного возраста? Что может произойти с детьми, если не развивать этнотолерантность? Какие методы будут наиболее эффективными в развитии этнотолерантности?»

        Суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и недостаточностью научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме. Для разрешения указанных противоречий было предпринято наше исследование на тему: «Метод проектов, как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста».

          Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых подходах к образованию для осуществления целей и задач развивающего обучения, нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные методы. Одним из них является метод проектов, в котором ребенок может проявить себя в полной мере, как субъект деятельности – активный, инициативный, самостоятельный, творческий.

Объект исследования – процесс воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов

        Цель исследования – разработать педагогические условия использования метода проектов для воспитания  этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

        Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста;

- изучить и проанализировать литературу по проблеме использования метода проектов в ДОУ;

- изучить особенности проявления этнотолерантности у детей дошкольного возраста;

- разработать педагогические условия развития этнотолерантности с использованием метода проектов;

Гипотеза исследования: использование метода проектов может повысить уровень межэтнической толерантности при следующих условиях:

- выбора тематики проектов, связанных с культурными традициями  национальностей детей группы;

- если работа по воспитанию этнотолерантности будет строится в следующей логике: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;

-организации дружеского сотрудничества детей разных национальностей при выполнении проектов;

- активное привлечение родителей к участию в проектах.

Итак, основными чертами толерантной личности являются расположенность к другим людям, терпимость к инакомыслию, умение понять  себя и другого, осознание норм собственного поведения, ответственность, доброжелательность, умение не осуждать других,  слушать собеседника, любознательность, гуманизм, способность к сопереживанию.  Толерантность — это уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов, умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.

Межэтническая толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 Особенности формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства

     Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на  любые социальные различия, окружающие его в современном мире [29].

Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальное познание, социальные отношения и социальное поведение.

По мнению Г.В. Палаткиной, процесс формирования этнотолерантности включает три этапа. На первом - мотивационном - этапе основной целью служит создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т.д.).

На втором - познавательном - этапе педагогу и детям предстоит решение следующих задач:

1) знакомство с культурными традициями, общечеловеческими ценностями;

2) совместный анализ материалов этнических проблем и поиск возможных путей их решения  с точки зрения общечеловеческих ценностей

3) развитие способности ценить исторический опыт,  культурные, традиции  народов

4) вырабатывать качества, необходимые для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей.

Третий этап – поведенческий - осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий.

       Э.К. Суслова [26]  считает, что ребенок не родится интернационалистом.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется осознанное отношение к этнокультурному миру. Дети начинают проявлять интерес к истории и культуре своего и других народов, происходит формирование системы представлений и оценок о себе и других как о личности.

Немалое значение приобретают особенности семейного воспитания. Семья оказывает большое влияние на формирование этнического самосознания ребенка, на становление его этнической идентификации. Позитивная оценка и позитивные установки родителей по отношению к представителям своей и других этнических групп является для ребенка условием обоснования его этнической самоидентификации, толерантности по отношению к представителям других национальностей [27].    

В результате изучения теоретической литературы по проблематике развития толерантности у старших дошкольников были сделаны следующие основные выводы:

1. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии старшего дошкольника. В связи с этим необходимо укреплять традиции межнационального общения детей в группе смешанного национального состава.

2. Процесс формирования толерантности включает три этапа : мотивационный, познавательный, поведенческий.

3. Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей.

4. Именно в дошкольном возрасте, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, важна активная работа по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов.

       Формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно с использованием различных средств:  традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, национальные атрибуты, произведения искусства и др.

               Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения,  используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Кроме того, обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

           

      Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей

        По мнению  Н.Е Вераксы [7], цель проектного метода -    развитие свободной творческой личности, а задачами являются:

- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

- Развитие познавательных способностей.

- Развитие творческого воображения.

- развитие творческого мышления.

- Развитие коммуникативных навыков.

                    В работе над проектом используются различные методы – игровые, творческие, познавательные. Важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической (творческое решение задач) и поисковой деятельности.

Выводы.

          Формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно, используя метод проектов, так как в ходе проектной деятельности  расширяются знания детей о культурных традициях разных народов, путём самостоятельного и активного  поиска информации при ответах на вопросы, интересующих детей. Развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные, ведь выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, что соответствует уровню психо-физиологического развития старших дошкольников.

Рассмотрев теоретические аспекты межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

1. Межэтническая толерантность - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Межэтническую толерантность мы рассматриваем, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

2. Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Мы убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

3. Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

4. Как показывают исследования отечественных педагогов ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

5. Для формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно использование метода проектов, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

 Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Реализация проекта проходила в рамках ГБДОУ №77 Приморского района. В нём принимали участие дети подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет,  представители 6 национальностей (азербайджанцы, башкиры, татары, лезгины, украинцы)

  Цель констатирующего эксперимента: Изучить особенности проявления этнотолерантности у детей 6-7 лет.

При формулировании задач диагностики, учитывается то, что в современной педагогической науке выделяются 3 основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный (знания), эмоциональный (отношение) и практический (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний толерантных установок).

Задачи:

1. Определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).

2.Определить уровень развития  у детей 6-7 лет эмоционального компонента этнотолерантности.

3.Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Для решения поставленных задач  были проведены 3 серии констатирующего эксперимента, включающие в себя беседы и три диагностические ситуации.

1-я серия решала первую задачу, для чего были отобраны следующие методики: 

1. Индивидуальная беседа с ребенком № 1 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

2. Индивидуальная работа с ребенком № 2.

Данные методики были выбраны в связи с тем,  что они позволяют:

- изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

- определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников  к этническим проблемам.

2-я серия констатирующего эксперимента была направлена на решение 2 и 3  задачи. Для определения уровня развития  у детей старшего дошкольного возраста эмоционального компонента этнотолерантности и выявления уровня сформированности представлений об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними, были организованы диагностические ситуации:  «Выбери напарника для игры»  (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Нужен твой совет», «Невыдуманная история».            

Обработка и анализ материалов проводится после проведения трёх диагностических  ситуаций.

        Результаты констатирующего эксперимента.

Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента индивидуальной беседы с ребенком № 1 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) и ндивидуальной работы с ребенком № 2.

Таблица 2

                                                                                                     

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира

о национальном составе жителей России

представления о национальностях своих родственников и друзей

к представителям разных этносов

к совместной деятельности с детьми разных наций

Уровень %

В

С  

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С  

Н

Экспериментальная группа

 -

65

35

 -

10

90

 -

65

35

10

65

25

10

65

25

        По полученным данным видно, что дети имеют большее представления о расовых и национальных особенностях представителей дальнего зарубежья (японцы, китайцы, американцы и т.д.), знакомых по фильмам, мультфильмам, рассказам родителей, хотя сведения эти весьма фрагментарны, бессистемны. Основные называемые детьми признаки людей другой национальности – это цвет кожи, язык, особенности одежды.

        Приходится с сожалением констатировать факт того, что дети практически ничего не знают о национальном составе жителей России. Удивительно, что дети, которые растут в семьях, принадлежащих к разным национальностям нашей страны (татары, лезгины, ненцы, башкиры), не соотносят себя напрямую к национальностям России. Многие отрицательно ответили на вопрос: «Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?», хотя тут же на вопрос: «Есть ли в твоей семье родственники другой национальности?», отвечали: «Моя мама русская, а папа – татарин» (Тимур Балаев). Хотя, как видно из результатов проведённой диагностики уровень представлений детей о национальностях своих родственников гораздо выше.  Большинство из них называют свою национальность, национальность своих родителей, реже – бабушек и дедушек.  Но в целом дети проявляют желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, хотя при этом не могут четко мотивировать свою позицию: поиграл бы, потому что нам было бы весело, интересно. Лишь двое из опрошенных детей сказали, что с удовольствием узнали бы новые игры детей других стран и научили бы их русским играм. Разнообразие совместных игр тоже невелико: в основном это прятки, догонялки, игры с мячом.

Анализ результатов второй серии констатирующего эксперимента: диагностические ситуации «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»

                                                                                                                    Таблица 3

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса

Знание способов дружеских отношений с ними

Интерес к общению с «Другими» детьми

Мотив этого интереса

Умения общаться с детьми других этносов

Отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов

Уровень %

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

Эксперимен

тальная группа

-

65

35

-

80

20

15

60

25

15

60

25

-

40

60

-

40

60

Анализируя результаты диагностических ситуаций, можно сделать вывод, что дети по своей природе толерантны: в большинстве своем они стремятся к налаживанию контактов, выражают желание познакомится и поиграть вместе не зависимо от того, какой национальности или расы будет их партнер. Наличие национальной одежды вызывает неподдельный интерес и желание узнать больше о деталях костюма, атрибутах. Лишь 6 человек из двух выборок сказали, что не стали бы играть с детьми других стран, мотивируя свой ответ боязнью не понять языка и поэтому невозможностью договориться. 1 человек отказался от общения в связи с тем, что ему была неприятна внешность ребёнка негроидной расы: «Он такой черный и грязный, мне неприятно к нему прикасаться». В диагностических ситуациях «Нужен твой совет» и «Невыдуманная история» большинство детей проявили желание помочь, защитить, успокоить детей, попавших в трудную ситуацию, негативно высказывались по поводу тех, кто обижал, смеялся, дразнил их. Хотя конкретные, конструктивные предложения на вопрос «Что можно посоветовать детям?» были затруднительны. Некоторые высказывались даже за физический способ защиты: «Я поколотил бы тех, кто обижал мальчика», «Я подошел бы и толкнул их так, что они бы полетели…».

        Результаты совокупного анализа по выявлению этнотолерантности у детей контрольной и экспериментальной групп выглядят следующим образом.

Таблица 4

Группы

Количество детей

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная

20

25 %

60 %

15 %

Выводы.

     Диагностика исходного уровня этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста  показала, что большая часть воспитанников имеет средний уровень этнотолерантности, Западает познавательный компонент, так как дети в поведении проявляют насмешки над внешним видом людей другой национальности. Незнание приводит к непреднамеренным поступкам, обижающим ребенка, так как дети поступают с позиции собственного опыта и незнания национальных традиций. Важен когнитивный компонент, который будет влиять на отношение и поведение.

     Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этнотолерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.

Педагогические условия использования метода проектов для воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

 Цель формирующего эксперимента состоит в разработке педагогической технологии  использования метода проектов, как средства  воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать содержание проектной деятельности экспериментальной группы.

2. Разработать этапы проекта, направленные на воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести итоговую диагностику, позволяющую оценить реализацию разработанной педагогической технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих педагогических теоретических положениях:

Концепция культурно-исторического развития и теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).

Личность ребёнка успешно развивается в процессе освоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Изначально у ребенка отсутствуют знания и представления о разнообразии  рас и национальностей, их культурных традициях. Но в процессе общения со взрослым, совместной с ним деятельности, а в дальнейшем и в самостоятельной деятельности,  ребенок постепенно накапливает и расширяет свои знания о культурных традициях и обычаях разных стран, приобретая такое важное личностное качество, как этнотолерантность.

Теория целостного развития личности (Б.Г.Ананьев, М.В.Крулехт).

Знания и умения, полученные и освоенные ребенком в процессе реализации педагогической технологии – метод проектов, как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста, будут в полной мере способствовать развитию личности ребенка, обогащению его личного опыта, освоению позиции субъекта в детских видах деятельности.

Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, А.Д. Давыдов).

Ребенка необходимо научить правильно применять, полученные им знания в процессе целенаправленного обучения в других видах деятельности.

Принципы проектирования:

1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Данный принцип реализуется в педагогической технологии следующим образом: все полученные знания и умения могут быть успешно использованы детьми в разных видах деятельности (игровой, художественно-творческой, интеллектуально-познавательной). Могут способствовать развитию положительных социально-личностных качеств (гуманизм, толерантность, патриотизм).

2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Знакомство детей с культурными традициями разных стран и народов будет способствовать всестороннему развитию личности и его индивидуальности в целом.

3. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитываются особенности развития детей. Материал отбирается исходя из реальных возможностей детей, близкий их личному опыту. От знакомого к незнакомому.

4. Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Педагогическая технология состоит из системы проектов, которые направлены на формирование межэтнической толерантности.

В процессе формирующего эксперимента старшие дошкольники совместно с педагогом и родителями разрабатывали и реализовали проекты, получали навыки общения, позитивного межэтнического взаимодействия, развивали способности к принятию адекватных решений в полиэтнической городской среде.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

Информационное насыщение (обогащение и систематизация знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Прежде чем проводить эксперимент, необходимо было обеспечить поддержку родителей, чтобы они стали нашими союзниками и соратниками в разработке и поведении проектов. Для  этого  проведено родительское собрание на тему: «Учимся проектировать вместе, или что такое детское проектирование». Цель собрания: познакомить родителей с такой формой работы, как проектная деятельность дошкольников в воспитании этнотолерантности детей. Форма проведения – круглый стол.

Воспитателем подготовлен доклад в виде компьютерной презентации о том, что такое метод проектов, какие цели он преследует, виды проектов, а также этапы разработки проекта. Как можно использовать этот метод в воспитании межэтнической толерантности детей.

В своем выступлении педагог остановился на том, что такое толерантность, как развивать ее у старших дошкольников, а так же предложены темы совместного проектирования.  

Родителям предлагается обсудить в семейном кругу с детьми проблему толерантного поведения, предупреждать некорректное поведение по отношению к другим детям группы, разъясняя  недопустимость подобного поведения. Продолжить сотрудничество с детским садом, активно участвовать в жизни группы.

Во время обсуждения поступило множество предложений и идей, которые впоследствии легли в основу будущих проектов.

По итогам родительского собрания было решено совместно с детьми подготовить и провести празднование Нового года и Рождества, учитывая национальные особенности семей.

Проект: «Новогоднее путешествие».

Цель: формирование этнической толерантности через ознакомление с национальными и семейными традициями празднования Нового года и Рождества.

Задачи:

1. Знакомство с семейными традициями празднования Нового года.

2. Знакомство с многообразием национальных традиций празднования Нового года.

3. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

4. Развитие умения распределять обязанности и договариваться при выполнении совместных действий со сверстниками.

5. Возможность продемонстрировать свои творческие умения; познакомиться с национальным творчеством детей группы.

Подготовка праздника предполагала знакомство  с разнообразием стран и народов их населяющих. В самых разнообразных видах деятельности дети узнали, что есть 5 континентов, на которых расположены страны, и в них живут люди разных рас и национальностей. У них разный внешний вид, образ жизни (дома, одежда, пища) который зависит от географического положения, условий жизни, а так же разные традиции и обычаи. Все это дети узнали в совместной деятельности с воспитателем: была проведена беседа «Мир и человек», созданы условия для проведения сюжетно-ролевой игры: «Туристическое агентство» (буклеты, проспекты, маршруты, «компьютер», различные атрибуты и элементы одежды) – Приложение… Совместно с родителями пополнилась развивающая среда группы по теме проекта: глобус, карта мира, атласы, энциклопедии, сувениры, привезенные из разных стран, элементы одежды и аксессуары.  Участники проекта приняли участие в конкурсе «Такие разные дома», где были представлены макеты и модели домов жителей разных стран из различных материалов. На музыкальных занятиях дети слушали музыку народов разных стран,  знакомились с  разнообразными музыкальными инструментами, осваивали элементы танцев. Активно работа шла и в художественно-творческом направлении (изображение элементов народных узоров, аппликация «Укрась костюм», лепка). Дети участвовали в тренингах «В далекой стране», «Инопланетяне» (Приложение…). План проекта представлен в Приложении…

Главной целью подготовительного этапа проекта было осознание детьми того, что при всей внешней непохожести людей разных стран и национальностей, у них есть общие ценности: дом, семья, любовь, дружба, желание трудиться, отдыхать и праздновать праздники. Таким объединяющим людей праздником является Новый год.

Итоговым продуктом проекта стал праздник. Во время обсуждения была выбрана форма праздника, ею стало «Путешествие по миру в Новый год».

Все вместе: педагоги, дети, родители создали альбом «Новый год шагает по планете», который стал результатом исследования того, какие есть традиции празднования Нового года в разных странах. Свой проект представила даже нянечка нашей группы Севиль Расимовна. Она рассказала детям о праздновании азербайджанского Нового года «Навруз», который, правда отмечают в марте (это сообщение легло в основу одного из последующих проектов). Так же был определен выбор костюмов, оформление группы, музыкального зала, формы участия детей  в праздничном представлении. Был объявлен конкурс на карнавальный костюм, который потом нужно было обыграть, эскиз пригласительного билета.

Праздник проводился в музыкальном зале. В веселой игровой форме со стихами, песнями и танцами дети познакомились с традициями разных народов празднования этого замечательного праздника. В путешествии их сопровождали «инопланетяне», прилетевшие на нашу разноцветную планету, русская Снегурочка и вредная волшебница Фефела Барабановна, хобби которой – коллекционировать дурные поступки. По задумке, после знакомства с людьми разных национальностей она приходит к выводу, что гораздо интереснее узнавать новое, знакомиться с обычаями разных стран и вместе веселиться на общем празднике.

Где же мы побывали? Первым пунктом нашего путешествия стала Германия. Еще древние германцы украшали ели, чтобы задобрить злых духов в длинные темные ночи накануне самого короткого дня в году. Отсюда пошел этот обычай, принятый сейчас во многих странах. Затем мы побывали в Англии. Здесь Ефимова Лера, которая ходит на курсы английского языка исполнила рождественскую песенку на английском языке, а затем отправились дальше. Посмотрели танцы американских ковбоев, познакомились с итальянской ведьмочкой Бефаной, узнали, что в Австралии Новый год встречают в разгар лета. Особенно интересной была остановка на Кавказе. Мы любовались искусством Темирхановой Милены, которая исполнила лезгинский танец и спела песню о родном крае. Закончилось наше путешествие в России, в заснеженном Петербурге. К детям пришел наш русский Дед Мороз.  Зажигательные частушки исполнил Саша Карпачев и Олег Гайдарович вместе  с мамами, а потом, взявшись за руки, дети вместе с родителями пели русскую песню «В лесу родилась елочка».

Дети группы хорошо поют, родителям особенно понравилась песня «Замыкая круг». Идея этой песни как нельзя лучше подходит идее самого праздника: мы одна семья, несмотря на наши различия, и вместе мы можем многое.

Замыкая круг, мы в глаза посмотрим вдруг,

В них увидим солнца свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, новых бед от них не жди,

Камень брошенных дорог сумел пробить росток.

Таким получился праздник, в котором радость от предвкушения Нового года слилась с радостью совместной творческой деятельности, сопричастности к дружной семье.

Следующий проект: «Приветствие».

Цель: воспитывать толерантность в сфере межкультурной коммуникации.

Задачи:

  1. Мотивация к знакомству с традициями этикета народов мира.
  2. Развитие представлений о многообразии традиций приветствия.
  3. Развитие представлений об эмоциональном компоненте этикетных формул
  4. Овладение способами налаживания межэтнического общения с детьми разных этносов и использование их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
  5. Развитие связной речи.

Разработка этого проекта шла по трём направлениям:

  • Приветствие – как проявление вежливости, этикет.
  • Приветствие – как проявление разнообразных эмоций.
  • Передача приветствий – слова, жесты, технические средства связи.

 Первый этап работы направлен на выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах.

Проводятся занятия: «Зачем людям здороваться?»,  «Приветствие и настроение», где  изучается и активизируется личный опыт детей по данной теме. Проводятся беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, словесные и словесно-ассоциативные  игры, проблемные ситуации.

В результате этой работы дети закрепляли знания о том, что при встрече надо здороваться; со взрослыми и сверстниками надо здороваться по-разному, так как существует две формы обращения «вы» и «ты».

Также, в результате работы дети получали знания о том, что немаловажное значение при приветствии имеет настроение и мимика, с которой здоровается человек.

В процессе игр-драматизаций, разыгрывания бытовых сценок,  дети овладевали умениями культуры общения: стали приветствовать друг друга и взрослых в более разнообразных формах, здоровались со всеми взрослыми в детском саду, независимо от того, знают они этого человека или нет. Стали приносить  из дома литературу, в которой были описаны правила этикета и самостоятельно их рассматривать.

Второй этап работы направлен на накопление  у детей познавательного содержания по теме, развитие диалогической речи.  На данном этапе воспитатель знакомит детей с праздником «Всемирный день приветствий»: о его происхождении, традициях и обычаях. Происходит знакомство детей с библейской историей о Вавилонской башне, во время строительства которой, по легенде, образовались разные народы и языки.

Происходит знакомство с вербальными и невербальными формами приветствий. Дети знакомятся с разнообразными средствами связи: почта, телеграф, телефон, компьютер и т.д.

На данном этапе активно используются такие формы работы, как рассказ воспитателя, беседа, чтение литературы. При проведении игр-драматизаций, дети знакомятся с тремя видами приветствий: официальными (или профессиональными), дружескими, фамильярными, допустимыми только среди близких людей.

Ставятся проблемные ситуации: «Почему не поняли друг друга японец и русский; болгарин и мексиканец; русский и кореец; русский и житель Тибета?», «Как ты поздороваешься с иностранцем», «В далекой стране». Проводятся тренинги: «Сказочное приветствие», «Научи меня говорить», «Письмо незнакомому другу», «Доброжелательный человек».

Проводится деловая игра «Здравствуйте, я новенький»

Проводятся вечера досуга: «Приветствия народов мира», «Приветствия в России в разные эпохи».

Все эти формы работы находят свое отражение в  сюжетно-ролевых игр: «Почта», «Принимаем гостей», «Мы – путешественники», в которых дети, в процессе взаимодействия развивают навыки  общения друг с другом, учатся грамотно строить фразы.

      Результатом работы на данном этапе является становление устойчивого интереса к традициям и обычаям приветствий разных народов, к традициям самих  народов. Библиотека группы пополнилась книгами по данной теме, принесёнными детьми из дома. При рассматривании и чтении содержание их активно обсуждалось детьми. В театральном уголок пополнился атрибутами и деталями костюмов разных стран.  Эти предметы   активно использовались детьми в сюжетных играх, в результате чего развивалась диалогическая речь и навыки коммуникации.

На третьем  этапе происходит освоение монологической речи на содержании темы. Составлялись описательные рассказы по картинке «Опиши героя любой национальности», с опорой на план.

Составлялись повествовательные рассказы по моделям, картинкам, развивая навык связности, развёрнутости высказывания, закреплялся навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Использовались разнообразные словесные игры: «Опиши, а мы отгадаем», «Придумай новую национальность», «Исправь ошибку», «Эти странные слова» (объяснение многозначности слов). Велась работа по объяснению и составлению фразеологизмов, разгадыванию и составлению загадок.

      Итог этой работы - рассказы детей о путешествиях и приключениях героев по разным странам, рисование карт и маршрутов, рассказов по своим рисункам, составление «Книги приключений», в которую вошли продукты деятельности  детей.

Четвёртый этап работы - развитие творческих способностей детей.

Основная задача этого этапа — обучение разным видам творческого рассказывания. На этом этапе  дети сначала совместно с воспитателем, а затем самостоятельно составляют творческие рассказы по картинам, например, «Что увидел космонавт?», по серии картинок (придумывание конца, начала, середины), придумывают концовки к сказке «Злой язычок». Совершенствуют навыки составления загадок. Используются проблемные ситуации: «Что было бы, если бы мы тратили бы столько времени на поклоны, как раньше?», пластические этюды «Придумай свой поклон».

Активно используется настольно-печатная игра «Сам себе сказочник».

Развитие творческих способностей детей стимулирует центр речевого творчества, в котором представлены различные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций, продукты детского речевого творчества (книжки детских рассказов, загадок), дидактические игры.

Параллельно шла работа над составлением «Словаря культур». В Словарь входят фразы, выражения повседневного обихода на языках, на которых говорит хотя бы один человек в группе. Например, «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» на русском, украинском, азербайджанском, татарском, казахском, английском, немецком языках. Мы планируем продолжить составление словаря, внося туда лексику по теме «Семья», «Дружба». Интересно будет записать названия национальных блюд, одежды и т.п. Я думаю, что словарь будет языковым отражением коллективной деятельности.

       Итогом всей работы явился праздник, в котором приняли участие дети, воспитатели и родители. Проект представлен в Приложении….

Третий проект: «Знакомство с семейными традициями».

Цель: формирование толерантности, через знакомство детей с семейными национальными традициями.

Задачи:

1. Формирование представление о том, что Россия – многонациональная страна.

2. Формирование представление о значимости семейных ценностей, которые могут быть различными для людей иной расы и этнической группы, для людей разных вероисповеданий.

3. Создание условий для совершенствования опыта межэтнической коммуникации через знакомство с культурой, традициями народов нашей страны.

4.  Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

4.  Развитие интереса детей к этнической проблематике, мотивация  к самостоятельному поиску информации по теме проекта.

Конечный продукт проекта – издание книги «Мы  живем в России».

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно  семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.  Знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и  этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает  сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремились подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности. 

Характеристика методов и средств реализации проекта:

- Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.

- Беседы. -  использование бесед в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

- Видеопросмотры, которые используются и на занятиях, и в свободное время.

- Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.

- Фольклорные концерты и театрализованные представления.

- Коллекционирование.

Этот проект реализовывался через систему минипроектов.

«Поздравим  с праздником Навруз» (азербайджанский, татарский Новый год).

Цель: поздравить детей группы  и нянечку и их национальным праздником.

Первый этап – определение мотивов: мы хотим поздравить, потому что мы их любим и хотим, чтобы им было приятно.

Второй этап – когнитивный компонент (Как поздравить?  Нужно узнать о традициях празднования). На этом этапе  дети знакомились с татарским национальном праздником  «Навруз»: его историей, когда  он проводится, на этом празднике какие соблюдаются  обычаи.   Дети знакомились с татарской, азербайджанской, кавказской, казахской национальной одеждой,  с предметами быта, кухонной утварью,  кухней, сравнение ее с русской . Расширялся словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка.    

     Третий этап – высказывание детьми идей реализации проекта. Выбор ведущей идеи. Зарисовка предложений детьми. демонстрация своих работ сверстникам, рассказ о своих рисунках, ответы на вопросы воспитателя и ровесников. В заключении была  выбрана идея, которая  реализовывалась в ходе творческого проекта.

     Четвертый этап – информирование родителей и включение их в проектную деятельность.

    Пятый этап – реализация проекта.  Дети узнали, что Навруз – это не только празднование Нового года, но и встреча весны у  кавказских и тюркских народов, который отмечается в двадцатых числах марта. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и дети устроили генеральную уборку в группе. Были выучены приветствия на языке этих стран. Все сведения оформлялись в виде творческих работ совместной деятельности родителей и детей, которые вошли отдельными главами в книгу «Мы  живем в России». Их название «Татарстан», «Мой Дагестан». Был приглашен в гости фольклорный ансамбль «Топотушки» ДДЮТ №1 центрального района. Дети из этого ансамбля в увлекательной, игровой форме рассказали о традициях встречи весны в России.  Пели заклички, веснянки, играли в народные игры, научили делать из соленого теста традиционные выпечные изделия «Жаворонки», свистели в свистульки. Были изготовлены поздравительные открытки с использованием национальных орнаментов.

     Шестой этап –  презентация продукта творческого проекта «Поздравление с праздником». Весело и интересно прошло поздравление. Был оформлен праздничный стол, на котором можно было увидеть семелек (блюдо из побегов пшеницы – заранее выращенное детьми), себзи (зелень петрушки), пахлава, гутаб, которые испекли родители и помощник воспитателя. Поздравления звучали на азербайджанском и татарском языках. Были подарки: открытки, сделанные детьми и «жаворонки из соленого теста, народные игры, а также танцы с использованием национальной музыки. Бабушка Тимура Балаева спела детям песню на татарском языке и станцевала танец.

Постановка нанайской сказки «Айога».

Цель: воспитание этнической и межличностной толерантности через постановку спектакля нанайской сказки «Айога».

Первый этап – определение мотивов: Турутина Айгуль представила индивидуальный проект: «У бабушки в гостях», из которого дети узнали, что ее родные живут на севере Архангельской области и по национальности они ненцы. (проект лег в основу главы «Книга Севера» в книгу «Мы живем в России»). По фотографиям можно было увидеть, что там совсем другая природа, жилище (большой рубленый деревянный дом), одежда и обувь не такая, как у нас. Дети заинтересовались, решили побольше узнать о жителях севера и поставить сказку.

Второй этап – когнитивный  компонент. Знакомство с содержанием сказки «Айога», «Кукушка». Беседа о заботливом отношении между членами семей. Рисование «цветка хороших качеств дочери или сына». Обсуждение. Узнавание о жизни людей севера, их занятиях, одежде, домах…

     Третий этап – высказывание детьми идей реализации проекта. Где, как лучше ставить сказку (кукольный, теневой спектакль или театрализованное представление) выбор костюмов и декораций.

     Четвертый этап – информирование родителей и включение их в проектную деятельность. Помощь в разучивании текстов, пошиве костюмов, оформлении зала.

    Пятый этап – реализация проекта.  Разучивание детьми текста произведения, распределение ролей, разучивание песен и танцев в характерной манере. Во время репетиций дети совершенствовали навыки общения: умение договариваться, мирно выходить из конфликтных ситуаций, проявлять инициативу и творчество.

     Шестой этап –  презентация продукта творческого проекта – театрализованное представление сказки «Айога» (Сценарий праздника в Приложении…).

      Воспитателями группы была сделана дидактическая игра  «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья» , которая активно использовалась в практике.

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России и ближнем зарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать  уважение к другим национальностям.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Игра начинается с цифры 1 — марийского народа. Салика и Онар решили объехать всю Россию и познакомиться с другими народами.

Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных.  Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать игру сначала.

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний.

Количество играющих детей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик или округов, на территории которых они проживают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания: пояснить пословицу, рассказать сказку, отгадать загадку, спеть народную песенку, назвать столицу республики, в которой ты остановился.

В результате проекта были оформлены 3 главы книги «Мы живем в России» - «Татарстан», «Мой Дагестан», «Книга Севера».

Эти проекты помогли детям осознать, что каждый народ обладает своим языком, культурой, обычаями, которые нужно знать и уважать. Но детям необходимы не только знания о толерантности, но и опыт реализации этих знаний в повседневной жизни ребенка.

         Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе, включающие в себя беседы и три диагностические ситуации.

Способы обработки и анализа материалов  представлены в Приложении 10.

Анализ результатов индивидуальной беседы с ребенком № 1 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) и индивидуальной работы с ребенком № 2 после формирующего эксперимента.

Таблица 5

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира

о национальном составе жителей России

представления о национальностях своих родственников и друзей

к представителям разных этносов

к совместной деятельности с детьми разных наций

Уровень %

В

С  

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С  

Н

Экспериментальная группа

 50

50

-

 65

35

 -

55

45

 -

75

25

 -

75

25

 -

Анализ результатов диагностических ситуаций:   «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история» после формирующего эксперимента.

Таблица 6

Компоненты этнотолерантности

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса

Знание способов дружеских отношений с ними

Интерес к общению с «Другими» детьми

Мотив этого интереса

Умения общаться с детьми других этносов

Отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов

Уровень %

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

В

С  

Н

Эксперимен

тальная группа

80

20

 -

65

35

 -

75

25

 -

75

25

 -

40

60

-

40

60

-

Результаты совокупного анализа по выявлению этнотолерантности у детей контрольной и экспериментальной групп выглядят следующим образом.

Таблица 7

Группы

Количество детей

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная

20

-

20%

80 %

       Наша опытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения в воспитании этнотолерантности на основе приобщения к культурным традициям разных народов.

      Мы убедились, что количество детей с высоким уровнем толерантности выросло до 80 %, средний уровень  снизился, а детей с низким уровнем нет совсем.        Контрольный этап эксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу и эффективность реализованных на формирующем этапе мероприятий по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком высокого уровня социализации личности. Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, способствующее формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления.

Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты толерантности: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-оценочный, и поведенческий.

Все составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений в полиэтнической городской среде. Полученные данные послужили практической основой организации и проведения экспериментального исследования по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста  методом проектов.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности и обладает рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника, так как расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – становятся внимательнее друг к другу,  более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят играть и дружить с ними, стремятся наладить диалог в конфликтных ситуациях.

Выбор тем проектов, проведенных в ходе формирующего эксперимента, был не случаен. Все они опирались на личный опыт ребенка, его зону ближайшего развития, были интересны детям, шли от простого к сложному. В содержании проектирования происходила интеграция с различными образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

В результате реализации проекта у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень этнической толерантности, что подтверждает выдвинутую нами экспериментальную гипотезу.

Эти мероприятия помогли детям осознать, что каждый народ обладает своим языком, культурой, обычаями, которые нужно знать и уважать. Исследование подтвердило, что для старших дошкольников необходимы не только знания о толерантности, но и опыт реализации этих знаний в повседневной жизни ребенка.

Библиография.

  1. Акулова О.В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста         // Дошкольная педагогика. – 2008. - №8 (ноябрь). – С.8
  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека  – М.: Педагогика,1982.
  3. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность  / Век толерантности. – 2001. – № 1.
  4. Ашиков, В, Ашикова С.  Азбука мира / Программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 28-33.
  5. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников / Учебное пособие. М., 1988.
  6. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1., с. 15-22.
  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  8. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  9. Вульфов Б.З. Воспитание  толерантности: сущность  и  средства // Внешкольник,  2002,   №6, с. 12-16
  10.  Выготский Л.С. Детская психология //Собр.соч.: Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 480 с.  
  11. Декларация о культуре мира / принята 53 сессией генеральной ассамблеи ООН 10.11.1998.
  12. Декларация принципов толерантности / генеральная ассамблея ООН 1995.
  13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г, Михайлова З.А. и др. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2011. – 528 с.
  14. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип. М.: Педагогика. - 2000. - № 10. - С.3-11
  15. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. -  М.: Народное образование, 1999.
  16. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.  // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - 20-24 с.  
  17. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - 20-22 с.
  18. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 3-16.
  19. Микляева Н. Детский сад для всех: «чужие» тоже «свои» // Обруч. – 2009. - №5. – С.3.
  20. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб Издатальство «Детство-пресс», 2011. – 592 с.
  21. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: Сфера, 2010. – с 128.
  22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С – М., Академия, 2000.
  23. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ...д-ра пед. наук.-М.,2003.-403с.
  24. Пугачева Е. А. Содержание и границы понятия «толерантность» в рамках образовательного процесса. Н. Новгород: УРАО Нижегор. фил-л, 2007. - С. 136-138.
  25. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам. //Вопросы психологии, 1998, №3., с. 41-42.
  26. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.  40-63 с
  27. Суслова Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей  // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
  28. Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Дошкольное воспитание, 2001, №10., с. 23-28.
  29. Тишков  В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М. Инфра-М., 2002 - 348 с.
  30. Трубина Л.     Толерантная   и    интолерантная     личность:  основные   черты и отличия  // Воспитание школьников, 2003, №3, с.33-35
  31. Учимся играть и сотрудничать: Учебно-методическое пособие /Под ред. Алексеевой Е.Е, Хоменко И.А. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009. – 183 с.
  32. Флегонтова Н. П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи  // Ребенок в детском саду. - 2003. - N 4. - С.39-43

Интернет-ресурсы:

http://www.tolerance.ru

http://tolerantnost.narod.ru/index.html

       http://www.school2100.ru

       http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm

      http://www.rae.ru/fs/?section


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.

Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного воз...

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

«Народы разных стран» как средство формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патр...