«Народы разных стран» как средство формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Иванова Светлана Николаевна

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Как живут разные народы, как отдыхают и как работают? Какие праздники отмечают? Что передают своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности.

Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств,  как толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности - одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том,, что в дошкольном возрасте наряду,  в основном, с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.

Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания, на наш взгляд, нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.

Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.

 Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде. Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Таким образом, период дошкольного детства является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. сформировать толерантность. Особенности формирования толерантности в дошкольном возрасте заключаются в совершенствовании содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, способов толерантного взаимодействия. Так как толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

 «Народы разных стран» как средство формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

               

                                                         

Воспитатель Иванова Светлана Николаевна

 

ВВЕДЕНИЕ

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Как живут разные народы, как отдыхают и как работают? Какие праздники отмечают? Что передают своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности.

Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств,  как толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности - одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том,, что в дошкольном возрасте наряду,  в основном, с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.

Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания, на наш взгляд, нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.

Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.

 Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде. Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Таким образом, период дошкольного детства является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. сформировать толерантность. Особенности формирования толерантности в дошкольном возрасте заключаются в совершенствовании содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, способов толерантного взаимодействия. Так как толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

Объект исследования: процесс формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста. 

Предмет исследования: процесс реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: Можно предположить, что реализуемый проект в дошкольном учреждении будет способствовать формированию этнотолерантности  детей старшего возраста.

Цель исследования: формирование этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта «Народы разных стран»

Задачи исследования:

1. Изучить  теоретические аспекты формирования этнотолерантности дошкольников.

2. Определить особенности этнотолерантности дошкольников.

3. Разработать план проекта по развитию этнотолерантности.

4. Реализовать запланированный проект.

5. Оценить эффективность проведенной практической работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особенности реализации проектной деятельности в дошкольном учреждении

Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

  • стремление к исследованию, познанию на основе ощущений
  • стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых
  • интерес к той информации, которую можно применять практически
  • стремление к разнообразию видов деятельности.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно: малый объем накопленных знаний и опыта,  несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми, неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности, ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным [1].

В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т.д.
  • ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;
  • информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна [4].

В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;· развитие познавательных способностей;·развитие творческого воображения;· развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

В каждом возрасте существует своя специфика задач: в младшем дошкольном возрасте - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) [8].

В старшем дошкольном возрасте – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:

1. Определение темы.

2. Определение целей.

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы: к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам); в каких источниках можно найти информацию; какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать; с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, не даст должного эффекта. Педагог должен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени  [3].

В силу психофизиологических особенностей ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.

Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей) [5].

У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог, и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять.

Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным [14].

Защита, как финальный этап проектно-исследовательской деятельности, является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:

· развитие научной речи;

· развитие умения работать с текстом;

· анализ продукта собственной деятельности;

· возможность продемонстрировать свои достижения.

Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.


Ознакомление дошкольников с социальным миром

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь [7].

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим [11].

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста:

  • - Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир [16].
  • - Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»
  • - Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.
  • - На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.
  • - Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум [10].

Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

Личностью не рождаются – ею становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, которая начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание [6].

Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества [13].

Наиболее логичным, целесообразным в настоящее время представляется строить ознакомление с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких личностных качеств включает в себя множество компонентов.

Наряду с задачами эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелиться. В принципе, любая деятельность, направленная на формирование вольных процессов, содействует развитию способности сдерживать свои эмоции [15].

Новые задачи, обновление содержания методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании во многом связано с тем, что дети дошкольного возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление об окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте усвоить нормы и правила общения, знать и обмениваться приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договориться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам. Кроме того, дошкольникам следует овладеть навыками поведения в сложных ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом [12].

Становлению индивидуальности способствует осознание ребёнком своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьей, достаточно сложная, требующая от воспитателя большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение детей к социальному миру в целом [18].

Нужно помочь дошкольникам увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами ближайшего окружения [20].

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов с взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры [2].


Особенности формирования этнотолерантности в дошкольном возрасте

Формирование этнотолерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность, как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением [19].

Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия "быть отличным от:…". Но, прежде, чем развивать этнотолерантность, надо развить этнокультуру – представления детей об истории, традициях и культуре людей других национальностей.

Необходимо строить педагогический процесс так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности, дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показываем это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор разных народов [17].

 Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры [9].


Формирование этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно, используя метод проектов, так как в ходе проектной деятельности расширяются знания детей о культурных традициях разных народов, путём самостоятельного и активного поиска информации при ответах на вопросы, интересующих детей. Развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные, ведь выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, что соответствует уровню психо-физиологического развития старших дошкольников.

Рассмотрев теоретические аспекты этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к ряду выводов. На наш взгляд этнотолерантность - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Мы рассматриваем этнотолерантность, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

 Формирование этнотолерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Мы убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Процесс формирования этнотолерантности у детей, невозможен без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Как показывают исследования отечественных педагогов ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Для формирования этнотолерантности у детей дошкольного возраста возможно использование метода проектов, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этнотолерантность формирует отношение к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком высокого уровня социализации личности. По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.

Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

Одним из эффективных способов формирования толерантности является проектная деятельность, которая предусматривает интеграцию различных областей.

Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты толерантности: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-оценочный, и поведенческий.

Все составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений в полиэтнической городской среде.

 Полученные данные констатирующего эксперимента показали, что половина дошкольников имеет низкий уровень этнотолерантных установок, педагоги отмечают некоторые трудности, которые испытывают в работе, например: недостаточное количество методической литературы по развитию этнотолерантности у дошкольников. Две трети родителей считают, что целесообразно, если работу по формированию этнотолерантности будет проводить дошкольное образовательное учреждение.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности и обладает рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника, так как расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Нами был разработан и реализован проект «Народы разных стран» в ходе которого мы старались чтобы дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – становились внимательнее друг к другу, более осознанно подходили к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотели играть и дружить с ними, стремились наладить диалог в конфликтных ситуациях.

Все реализованные нами мероприятия опирались на личный опыт ребенка, его зону ближайшего развития, были интересны детям, помогли дошкольникам осознать, что каждый народ обладает своим языком, культурой, обычаями, которые нужно знать и уважать.

Проведённый нами контрольный эксперимент показал значительные улучшения в уровне этнотолерантности, что подтверждает эффективность реализованного нами проекта. Таким образом, следует сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза, - можно предположить, что реализуемый проект в дошкольном учреждении будет способствовать формированию этнотолерантности  детей старшего возраста, подтверждена.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»

Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач,  эмоционально-символические методы.Направления: социализация, познани...