Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

«Детство -  каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества. Чтобы в детский

ум и сердце входили красота настоящего человека,

величие и ни с чем несравнимая красота Отечества»

              В.А.Сухомлинский

     В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неѐ, желание трудиться на еѐ благо, беречь и умножать богатства.

    Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

    Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
  2. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  3. формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  4. воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  1. приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
  2. знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  3. организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;

     Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

    Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

    Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.    Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед игрой “Юрта” объясняем детям, что это такое. Русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская игра “Волк в отаре” и т.д.)

    Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Тарины”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).

    Цикл дидактических игр по родному городу “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

    Много словесных игр используем при воспитании патриотических чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

    Вот так мы используем в формировании патриотизма у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои. Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”

Литература:

1. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой “Программа воспитания и обучения в детском саду”.

2. Виноградова А.М. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”.

3. Виноградова Н.Ф. “Воспитателю о работе с семьей”.

4. Журнал “Дошкольное воспитание”,№2, 2003 г. Труфанова С. Что такое история и нужна ли она дошкольникам // Малыши. RU. – 2003 – 2004.

5. Наша Родина // Дошкольное воспитание № 3. – 2001.

6. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я №3. – 2003

7. Портал Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ www.forchel.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.Форма проведения: педагогическая мас...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка  дошкольного возраста игра является ведущей деяте...

Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Под  произвольностью  в  психологии  понимают  сознательную  саморегуляцию поведения,  иными  словами  –  умение  подчинить  себя...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...