Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем говорить о том, как будет оцениваться качество образования, надо разобраться в том, что это и зачем его оценивать. Обратимся к словарям, чтобы определить содержание двух терминов: образование и качество.

Образование – это деятельность, осуществляемая на основе содержательного взаимодействия людей в специальных условиях, результатом которой является изменение человека, понимаемое как развитие.        Качество, качественный – означает «хороший, отличный, подходящий, высшей марки, первоклассный, законный, душевный, не последний, добротный, фирменный» (это слова- синонимы к слову «качественный»). Качественное образование – хорошее образование. Для каждого участника образовательной деятельности понимание хорошего образования отличается. Например, для детей качественное образование – это интересная, увлекательная деятельность, результатом которой будет осознание многогранности своих возможностей, своего потенциала, рост детской самостоятельности. Для родителей качественное образование – прежде всего результативность, открывающая для ребенка перспективы обучения на более высоких уровнях образования, гарантированная успешность в профессиональной деятельности и жизни. Для государства качественное образование – такое, которое удовлетворяет потребителей образования (детей, родителей), обеспечивает воспитание гражданина, способного жить в обществе, и умеющего качественно трудится, обеспечивая развитие государства и общественный прогресс. Для педагогов качественное образование – дающее возможность влиять на процесс развития ребенка, применять свои профессиональные знания и опыт, получать планируемые результаты профессионального труда.

Таким образом, качество образования – это оценочная характеристика соответствия процесса образовательной деятельности и ее результатов ожиданиям и требованиям общества, государства и главных субъектов образования: детей, родителей, педагогов.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Сюжетно- ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

Кроме того, для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход в процессе руководства игр. Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.

В своей работе с детьми я использую:

 – игры на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения;

– мимические упражнения;

– использование основных средств интонационной выразительности (медленно – быстро, громко – тихо, высоко – низко);

– заучивание скороговорок, стихотворений, потешек, прибауток, дразнилок, закличек;

– создание игровых ситуаций;

– заучивание и разыгрывание диалогов по ролям; – использование пословиц и поговорок;

– придумывание небольших рассказов по сюжетным картинкам;

– составление описательных рассказов;

– придумывание конца недочитанного рассказа;

– ознакомление с окружающим миром;

– беседы, чтение художественной литературы, экскурсии;

– рассматривание картин и беседы по содержанию;

– создание развивающей среды.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети». Провела и рекомендовала ряд консультаций: «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми» и др. Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

Таким образом, игра – это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей дошкольного возраста. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении. Планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно- ролевой игры позволяет повысить полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи  детей старшего возраста.  Можно использовать, как методические рекомендации  в уголок для родителей и воспитателей...

«Игры для формирования речи детей старшего дошкольного возраста в семье».

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как ...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса....

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения для развития речи детей...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....