Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ежикова Юлия Викторовна

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Подготовил:

Ежикова Ю.В., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №49

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ.

          Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Формирование речи ребёнка начинается с гуления и до осознанного использования всех языковых средств. Очень важную роль играет речь взрослых, развитие речевых навыков зависит от достаточной речевой практики, хорошего речевого окружения, от воспитания и обучения в целом.

Речь- это средство общения. Благодаря ей мы взаимодействуем с социумом, обмениваемся интеллектуальной информацией, воздействуем на эмоциональную сферу и поведение. Наше мышление неотделимо от речи, поэтому развитие речи детей должно постоянно сопровождаться мыслительными операциями. Главная задача любого педагога-создать благоприятные условия для развития речи. Постоянный поиск новых приемом и методов, позволяющих детям эффективно и качественно усваивать программный материал зачастую приводит нас к игре. Во время игры происходит процесс непреднамеренного обучения, игра повышает мотивацию, раскрепощает ребёнка, создаёт положительный эмоциональный фон.

В процессе игры, ребенок познает мир, обучается, раскрепощается, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

По содержанию игры имеют множество классификаций, однако все игры развивают умственные и психические, укрепляют коммуникацию, создают эмоциональный отклик.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • Повышает мотивацию к процессу говорения;
  • Укрепляет внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
  • Развивает звуковую культуру речи: артикуляционную моторику, грамотное  звукопроизношение, фонематическое восприятие, эмоциональную выразительность речи;
  • Увеличивает активный словарный запас;
  • Совершенствует грамматический строй речи;
  • Улучшает монологическую и диалогическую формы речи;
  • Обеспечивает усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
  • Воспитывает культуру речевого общения, умение действовать согласованно в коллективе.

Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.

Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту-два взаимосвязанных подхода. Знакомясь с огромным количеством вещей, ребёнок зачастую путает предметы, сходные по назначению и похожие внешне, возникают трудности в классификации и распределению по признаку предметов. Данные умения совершенствуются с помощью игровых упражнений «Переезжаем на новую квартиру» (упаковываем схожие предметы в одну коробку), «У кого какой предмет?» (ищем отличие по признаку), «Каждую птицу на своё место» (упражняем в классификации предметов). Данные упражнения обучают детей использовать сложноподчиненные предложения («Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой, потому что утка, как и лебедь водоплавающая птица).

 В старшем дошкольном возрасте ещё возникают трудности научить ребёнка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков. Дидактические игры «У кого какой предмет?», «Ателье» упражняют в умении интересно и подробно рассказывать о предметах, характеризуя их признаки.

Будущим школьникам очень важно овладеть умение учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т.п. Для развития такого умения можно воспользоваться дидактической игрой «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изображений (например, бабочек, матрешек, кукол Барби и т.п.), каждый из которых одной группы имеют одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Воспитатель составляет описание по одной из картинок, а дети отгадывают, о котором из предметов он рассказывает.

С достижением школьного возраста особо остро встают вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи. В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, её громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи- необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте.

Игры на развитие фонематического слуха необходимо построить с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Вначале ребенка учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов, далее определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине). Например, «Найди место звука в слове» и наоборот «Найди и сгруппируй слова по одинаковым звукам». Также можно подобрать слова по рифме (ком-сом, миска-мишка).

Таким образом любой игровой метод дает возможность педагогу проводить занятия по развитию речи более живо и интересно, оно будет содержательным, к тому же решает задачу интеграции образовательных областей.

   В заключении следует подчеркнуть, что любые приемы и методы игры подойдут и для обучения детей старшего возраста на занятиях, и для индивидуальной работы, а также для самостоятельных игр детей.

Литература:

А.Г Арушанова. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е издание., испр. и доп.-М.: Мозайка-Синтез, 2008-128 с.

Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы/ под ред. В.В. Гербовой.-2-е изд., испр. –М.: Просвещение, 1988-64 с

В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозайка-Синтез; Москва; 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения....

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитани...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...