Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья по теме

Михайлова Елена Сергеевна

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/489991/images/38343d.jpg

       Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

        Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

       Уже к трём - четырём годам жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя под час сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребёнка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает недостатки своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.

       У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью - чтением и письмом.

       Чистота речи зависит от многих факторов: от развития мелкой моторики, речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

        Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

       Ежедневно с детьми в группе необходимо проводить  упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, дыхания и голоса, а также играть  во всевозможные словесно - подвижные игры.                                                                         

    

       1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

       Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность головного мозга, центральную нервную систему, психику детей. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше ребёнок будет испытывать, когда будет учиться писать.

        Для определения уровня развития речи детей нужно использовать следующий метод: ребёнка попросить показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаётся изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления будет затруднено.

       Для развития мелкой моторики следует использовать все возможные пальчиковые игры.

       Например:                                

     «СОБАЧКА. Вот собачка Жучка,

                              Хвостик закорючка.

(Повернуть ладонь правой руки в левую сторону. Поднять большой палец вверх - это Жучкино ухо. Остальные четыре пальца сложить вместе - это Жучкина морда. Ритмично опускать и поднимать мизинчик. Жучка открывает и закрывает рот.)

       А вот КОШЕЧКА.

(Сжать пальцы в кулачок, приподняв мизинец и указательный палец.)»

        2. Наряду с развитием мелкой моторики большое внимание нужно уделять развитию тактильной чувствительности.

       У детей трёх лет уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Обязательное условие - это словесное обозначение качества ощупываемого предмета. Для определения свойства предметов выделяем  мягкость - твёрдость, форму, вес (лёгкий - тяжёлый), температуру (холодный – горячий - тёплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый).

       Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшать тонус мышц, что делает движение руки более точными.

        3. Артикуляционная гимнастика.

        Особое внимание  необходимо уделять развитию артикуляции. Для этого можно использовать артикуляционную гимнастику. Она представляет собой комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшать подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка к правильному звукопроизношению.                                                                                                                                                                    

       а). Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц. «КОРОВА И ТЕЛЁНОК ЖУЮТ ТРАВКУ» (Имитация жевания).

«КОТЁНОК ЗЕВАЕТ» (Широко открыть рот. Сделать круговое движение нижней челюстью - подбородком рисовать букву О).

       б). Упражнения для щёк и губ.

«СОБАКА ЖУЧКА РАССЕРДИЛАСЬ, У НЕЁ ХОТЯТ ОТНЯТЬ КОСТОЧКУ». Прикусить нижнюю губу верхними зубами.

«ФЫРКАНЬЕ ЛОШАДКИ». Вибрация губ.

       в). Упражнение для языка.

«КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО». Высунуть широкий язык, поднять его кончик вверх чашечкой и спрятать язык в рот.

       Артикуляционную гимнастику полезно сочетать с дыхательными упражнениями  и мимическим  массажем.

       4.  Развитие речевого дыхания и голоса.

       Для этого можно использовать игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу, состоящую из  нескольких слов.      

Например:

Этозвукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте.

       

КОРОВА: «Му-у-у-у-у, молока?» (Громким и низким голосом.)

ТЕЛЁНОК: «Му-у-у-у-у.» (Высоким, тихим голосом.)

       5. Мимические упражнения.

       Такие упражнения очень часто используются педагогами, и играют большую роль в развитии речи детей.

       Например, детям вместе с Лисёнком, глядя в своё отражение (зеркало)

построить рожицы. Они выполняют различные мимические движения: морщат лоб, улыбаются, надувают щёки и т.д..

       При выполнении этих мимических движений  происходит так же знакомство с органами артикуляции расположенными во рту.

       6. Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Она помогает ему преодолеть робость, застенчивость.                                                                                       

       Часто бывает трудно заставить  малыша выполнить то или иное движение на глазах у всех детей. В игре же, подражая действию других детей, ребёнок естественно выполняет самые разнообразные движения.

        В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Нужно рассказать, объяснить детям содержание игр, их правила. Дети запоминают их слова, их значение.

        Среди множества подвижных игр для малышей большое разнообразие игр с текстом, с пением. Эти игры  способствуют активизации речевого общения детей.                                           

       Например, играя в  игры: «Пузырь», «Зайка беленький сидит», «Заинька» приучают детей согласовывать свои движения с текстом. В играх «Мой весёлый звонкий мяч», «Лохматый пёс», «У медведя во бору» - учат детей слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. И т.д.. 

    Все  игровые упражнения направлены на развитие общей моторики, двигательной  функции рук, зрительно - моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения развивают память, чёткое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения  детьми запоминаются лучше.

     Ежедневная работа в данном направлении с детьми в группе даст положительный результат. Их бесконечные вопросы «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?» будет говорить об устойчивом проявлении познавательного  интереса,  достаточном развитии восприятия, памяти, мышления и воображения.        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи. Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы ...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью для социализации будущих школьников. Развитие связной речи детей  неразрывн...

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

       О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. Один из выдающихся русских психологов  Л.С.Выготский подче...