Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью для социализации будущих школьников. Развитие связной речи детей  неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.. В игре речь развивается естественно и непринуждённо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «Игра» ассоциируется с чем-то радостным, интересным. Но игра – это не только развлечение, необходимое для развития здорового, жизнерадостного ребёнка. Игра – это способ непринуждённого обучения. Дети учатся видеть и понимать мир вокруг, общаться со взрослыми и сверстниками, говорить, мыслить, творить.

Развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. В этом возрасте для успешного развития связной речи используют приёмы:

  • театрализованного представления,
  • логоритмические упражнения,
  • пальчиковые игры.

Для успешного развития связной речи младших дошкольников хорошо подходят игры с использованием народного творчества, как источника, в котором можно найти материал, отвечающий современным требованиям, предъявляемым к произведениям для детей. Это игры со словом, в которых используются народное творчество: потешки, пословицы. поговорки. короткие сказки.

В игре сочетаются естественным образом наглядные и словесные приёмы.

Наглядные приемы— показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например: образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Успех развития речи зависит от упражнений, от речевой практики. Между тем удельный вес собственной речи каждого ребенка на занятиях не так уж велик, большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и товарищей. Следовательно, необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь вне занятий. Воспитатель, широко используя детскую инициативу, должен организовать игры и разговоры на интересные детям темы. Перед ним стоят задачи: разумно развивать детскую речевую активность, исправлять ошибки в речи детей (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слово в тех случаях, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Видеть всех и каждого, понимать каждое проявление детской мысли и чувства, любить маленького человека — необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения....

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи. Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы ...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

       О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. Один из выдающихся русских психологов  Л.С.Выготский подче...