"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Шаблаева Марина Борисовна

«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный  и творческий процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_rechi_detey_ml.d.v.iz_opyta_raboty.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (из опыта работы)

«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный  и творческий процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность. Большое значение в своей работе в развитии речи дошкольников я отвожу дидактическим играм.

Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  •  настольно-печатные
  •  словесные игры.

1. С помощью  игр с предметами дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки.

Игры с куклой: «Уложим куклу спать», «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает» и т.д. использую как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. В сюжетно-ролевых играх  заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей.

Используя  игры с предметами, мне удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

 Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности детей имеют игры с природным материалом (листья, камушки, ракушки и т.д.), которые я организую во время прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, семенами- «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных  листочков (камушков)?», «Собери букет из осенних листьев» и т.д.

2. Для пополнения и активизации словаря, развития связной речи и умения правильно выражать свои мысли использую в работе настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

3. Среди всего разнообразия дидактических игр особое внимание уделяю словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях окружающих.  Большинство произведений устного народного творчества (песенки, стихи, потешки)  как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. В играх «Угадай, кто позвал», «Коза рогатая», «Конь», «Петушок», «Хохлатка», «Сова», «Уточка» и др. я приучала детей действовать в соответствии со словами стихотворений, развивала  речевую активность детей, слуховое внимание и учила их правильному звукопроизношению.

4. Исходя из опыта работы, хотелось бы акцентрировать внимание на роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

 Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками: с правой рукой- левое полушарие, а с левой- правое.

Пальчиковые игры я провожу в свободное время утром, во время утренней гимнастики, во второй половине дня. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Для родителей мною подготовлена «Домашняя игротека» игр с пальчиками, чтобы родители могли в домашней обстановке поиграть со своими детьми.

Выполняя пальчиками различные упражнения,  дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. В предметно-развивающей среде  для детей младшей группы у меня лежат пособия для шнуровки, мелкая и крупная мозаика, разнообразные мелкие игрушки, бусы и пуговицы различной величины, пазлы, различные виды застежек: молнии, кнопки, крючки; трафареты, массажные мячики и т.д.

5. Активно использую в своей работе дидактические игры с мячом, которые являются уникальной формой развития грамматического строя речи. Играя в игры: «Скажи ласково», «Подскажи словечко», «Кто как разговаривает?», «Кто как передвигается?» и др., увлеченные игрой, дети  как бы и не замечают, что они учатся.

6. В продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании  стараюсь любой рисунок превратить в интересный рассказ. Когда таких рисунков набирается достаточное количество, сшиваю их в книжку, и дети могут «читать» своим друзьям, родственникам.

7. Исходя из опыта работы, трудно переоценить значение музыкальных игр, которые я использую в своей работе. Малыши  с удовольствием подпевают, двигаются под разнообразную музыку (классическую, современную), самостоятельно извлекают звуки из музыкальных инструментах, играют в ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

8. Для развития диалогической речи большое внимание уделяю театрализованной игре. Использую разнообразные виды театрализованных представлений: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «би-ба-бо».  При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром,

и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить

правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Кроме того, театрализованные игры помогают быстрее усвоить элементы речевого общения: мимика, жесты, позы, интонация и т. д. 

9. Активно использую в своей работе подвижные игры со словесным сопровождением, которые эффективно развивают речь дошкольников.  Играя в подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Мыши водят хоровод», «Лисонька-лиса», «Баба-яга и др., дети учатся соблюдать правила и договариваться со своими сверстниками.

Таким образом, игры, объединенные с  дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей и способствуют повышению результативности моей работы с детьми младшего возраста.

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение- Ярославль: «Академия развития», 1998-240 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду-М.: Просвещение, 1991.-160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения....

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи. Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы ...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Роль музыкальной НОД в развитии речи детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Цель. Развитие речи детей младшего возраста посредством всех видов музыкальной деятельности.Задачи.1. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять детям радость. Это главное условие их музыкальног...

Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...